Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.03.2016 N Ф04-456/2016 по делу N А70-4057/2015
Требование: Об оспаривании сообщения и бездействия регистрирующего органа, выразившегося в непринятии мер по получению дополнительных документов и сведений, необходимых для государственной регистрации права собственности, ненаправлении заявителю уведомления о приостановлении государственной регистрации, обязании устранить нарушения посредством государственной регистрации права по заявлению.
Обстоятельства: Заявитель посчитал необоснованным отказ в проведении государственной регистрации права собственности на созданный им объект незавершенного строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не представлены документы о единоличном праве собственности на спорный объект.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу в„– А70-4057/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Гудыма В.Н.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" на решение от 09.07.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 24.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А70-4057/2015, принятые по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" (625023, город Тюмень, улица Пржевальского, 35, 3, ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, город Тюмень, улица Рационализаторов, 20, ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175) об оспаривании сообщения от 03.03.2015 в„– 72/001/080/2015-208/5649 и бездействия в непринятии мер по получению дополнительных документов и (или) сведений, необходимых для государственной регистрации права по заявлению от 16.01.2015 в„– 72/001/080/2015-2008 о государственной регистрации права собственности и в ненаправлении заявителю уведомления от 30.01.2015 в„– 72/001/080/2015-208-2325 о приостановлении государственной регистрации.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени.
В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" Бутакова Ю.Г. по доверенности от 11.01.2016; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Мочакова Е.Д. по доверенности от 15.02.2016.
Суд

установил:

закрытое акционерное общество "Проектно-строительная фирма "Стар" (далее - ЗАО "ПСФ "Стар") 06.04.2015 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) об оспаривании сообщения от 03.03.2015 в„– 72/001/080/2015-208/5649 и бездействия в непринятии мер по получению дополнительных документов и (или) сведений, необходимых для государственной регистрации права по заявлению от 16.01.2015 в„– 72/001/080/2015-2008 о государственной регистрации права собственности и в ненаправлении заявителю уведомления от 30.01.2015 в„– 72/001/080/2015-208-2325 о приостановлении государственной регистрации; обязании в срок три рабочих дня с момента вступления в законную силу судебного акта устранить нарушения прав заявителя посредством государственной регистрации права по заявлению от 16.01.2015 в„– 72/001/080/2015-208.
Требования правообладателя мотивированы необоснованным отказом регистрирующего органа в проведении государственной регистрации права собственности на созданный им объект незавершенного строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени (далее - Департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2015 в удовлетворении заявления ЗАО "ПСФ "Стар" отказано.
Суд первой инстанции исходил из непредставления заявителем необходимых и достаточных документов о единоличном праве собственности на спорный объект для проведения государственной регистрации права собственности.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции подтвердил вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений регистрирующим органом норм действующего законодательства, а также отклонил доводы заявителя о нарушении регистрирующим органом порядка приостановления государственной регистрации и его бездействии, выразившемся в непринятии мер по получению дополнительных документов и (или) сведений.
В кассационной жалобе ЗАО "ПСФ "Стар" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает несоответствующими материалам дела и противоречащими статье 25 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) утверждение судов первой и апелляционной инстанций о непредставлении им документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Как полагает заявитель, выводы судов о наличии спора о праве между ним и Департаментом имущественных отношений не основаны на положениях статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 16 статьи 1 и пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 51, статьи 65, пункта 2 статьи 66, статьи 71, статьи 162, подпункта 4 пункта 4 статьи 270, статьи 271, пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По мнению заявителя, отсутствие у Департамента имущественных отношений права собственности на 1/10 долю незавершенного строительством объекта капитального строительства подтверждено решением суда по делу в„– А70-10939/2014.
Кроме того, заявитель утверждает, что является единоличным пользователем земельного участка в соответствии с условиями договора аренды, который не является расторгнутым. При этом в качестве нарушения норм процессуального права заявитель указывает на непривлечение к участию в деле арендодателя - Департамента имущественных отношений Тюменской области, а также отклонение ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по другому делу в„– А70-8393/2015 об оспаривании отказа в продлении срока действия разрешения на строительство от 09.04.2013 в„– RU 72304000-104-рс.
От ЗАО "ПСФ "Стар" поступили возражения на отзыв Управления Росреестра, в которых заявитель возразил против довода о несоблюдении порядка расторжения договора аренды земельного участка.
Представитель ЗАО "ПСФ "Стар" в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
Управление Росреестра в отзыве отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе ЗАО "ПСФ "Стар". Регистрирующий орган согласен с выводами судов о недоказанности возникновения у заявителя права единоличной собственности на объект незавершенного строительства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал возражения против отмены судебных актов.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что при обращении 16.01.2015 в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект: фундамент свайный с монолитным железобетонным ростверком, общая площадь застройки 1 073,9 кв. м, степень готовности: 3 процента, кадастровый номер 72:23:0219002:408, расположенный в городе Тюмени по улице Рижская, 59, ЗАО "ПСФ "Стар" представило: разрешение администрации города Тюмени на строительство от 09.04.2013 в„– RU72304000-104-pc секции 7.1 (1-я очередь строительства здания многофункционального назначения ГП-7); копию договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 08.08.2012 в„– 23-22/197 (землеустроительное дело в„– 23-1384); копию акта приема-передачи в аренду земельного участка от 08.08.2012; копию соглашения о возобновлении договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 08.08.2012 в„– 23-22/197, от 05.04.2013; копию соглашения о продлении договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 08.08.2012 в„– 23-22/197, от 14.02.2014; решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.04.2011 по делу в„– A70-1821/2011.
Управление Росреестра решением от 30.01.2015 приостановило государственную регистрацию до 27.02.2015 для представления дополнительных документов, подтверждающих единоличное право собственности на указанный объект недвижимости.
Впоследствии сообщением Управления Росреестра от 03.03.2014 в„– 72/001/080/2015-208/5649 заявителю на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект: фундамент свайный с монолитным железобетонным ростверком общей площадью застройки 1 073,9 кв. м, степень готовности: 3 процента, кадастровый номер 72:23:0219002:408, расположенный по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Рижская, 59, ввиду отсутствия документов, подтверждающих единоличное право собственности этого лица на указанный объект недвижимости.
Оспаривая отказ регистрирующего органа в проведении государственной регистрации собственности на незавершенный строительством объект, ЗАО "ПСФ "Стар" сослалось на несоответствие этого отказа закону, а также нарушение его прав и законных интересов.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о регистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Закона о регистрации, к которым относятся, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
В силу положений статьи 25 Закона о регистрации право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом порядке.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе.
В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
При исследовании материалов дела суд первой инстанции установил, что в ходе анализа представленных документов и проведенной экспертизы регистрирующим органом сделан вывод о зарегистрированном согласно свидетельству от 08.06.2014 праве собственности ЗАО "ПСФ "Стар" на 9/10 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект, выданным на основании решения суда от 25.04.2011 по делу в„– А70-1821/2011.
Указанная доля строительства ЗАО "ПСФ "Стар" была определена по результату совместной деятельности при исполнении договора долевого участия от 11.10.2000 в„– Пр 7, заключенного с территориальным управлением по Ленинскому административному округу города Тюмени.
Из указанного судебного акта не следует, что ЗАО "ПСФ "Стар" является единственным собственником данного объекта недвижимости. Так, в удовлетворении иска Департамента имущественный отношений о признании права на оставшуюся 1/10 долю было отказано решением суда от 27.11.2014 по делу в„– А70-10939/2014 в связи с пропуском срока исковой давности.
Следовательно, суд первой инстанции по существу сделал правильный вывод об отсутствии у заявителя правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости и наличии неразрешенного с Департаментом имущественный отношений спора о праве.
Кроме того, право пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0219002:45, предоставленным для строительства объекта, оформлено договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 08.08.2012 в„– 23-22/197, срок действия которого продлен соглашением от 14.02.2014 по 02.06.2017, что в силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 651 ГК РФ влечет его обязательную государственную регистрацию.
Учитывая отсутствие в ЕГРП записи о правах ЗАО "ПСФ "Стар" на земельный участок, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором ведется строительство объекта.
В срок, на который государственная регистрация была приостановлена, такие документы представлены не были, в связи с чем действия регистрирующего органа по отказу в регистрации объекта незавершенного строительства не противоречат пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Поскольку представленные в Управление Росреестра документы не позволяют сделать вывод о возникновении права собственности на спорный объект недвижимости у ЗАО "ПСФ "Стар", регистрирующий орган согласно статье 17 Закона о регистрации правильно отказал ЗАО "ПСФ "Стар" в проведении государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект: фундамент свайный с монолитным железобетонным ростверком, общая площадь застройки 1 073,9 кв. м, степень готовности: 3 процента, с кадастровым номером 72:23:0219002:408, расположенный по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Рижская, 59.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности отказа регистрирующего органа в проведении государственной регистрации права собственности как соответствующего закону и не нарушающего прав и законных интересов заявителя в отношении спорного недвижимого имущества (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведенный заявителем довод об отсутствии спора о праве с Департаментом имущественных отношений подлежат отклонению, поскольку в судебном порядке его право на 1/10 доли противоречит сделанной судами оценке доказательств, представленных для государственной регистрации, и не опровергают правильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным обстоятельствам по настоящему делу.
В ходе проверки материалов дела суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, поскольку привлечение к участию в деле иных лиц, а также приостановление производства не являются обязательными для выяснения обстоятельств дела, входящих в круг исследования по данному спору.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные заявителем при подаче кассационной жалобы, не возмещаются. В части излишней оплаты государственная пошлина возвращается ее плательщику в порядке, предусмотренном статьей 104 АПК РФ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.07.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-4057/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Проектно-строительная фирма "Стар" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.МЕЛИХОВ

Судьи
В.Н.ГУДЫМ
В.А.ЛОШКОМОЕВА


------------------------------------------------------------------