Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.10.2016 N Ф04-4941/2016 по делу N А67-8027/2015
Требование: О взыскании убытков, причиненных выбытием из муниципальной собственности квартиры для обеспечения семьи ребенка-инвалида жилым помещением.
Обстоятельства: Во исполнение решения суда муниципалитет предоставил семье с ребенком-инвалидом по договору социального найма квартиру.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, убытки взысканы в пределах установленного норматива жилой площади.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу в„– А67-8027/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Томской области в лице департамента финансов Томской области и администрации г. Томска на решение от 15.06.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Соколов Д.А.) и постановление от 09.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Жданова Л.И., Павлова Ю.И.) по делу в„– А67-8027/2015 по иску муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска (634050, г. Томск, проспект Ленина, 73, ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Томской области в лице департамента финансов Томской области (634009, г. Томск, проспект Ленина, 111, ОГРН 1037000100719, ИНН 7000000885) о взыскании убытков.
Суд

установил:

муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска (далее - администрация) обратилось к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации с иском о взыскании 1 470 543,72 руб. убытков, причиненных вследствие выбытия из муниципальной собственности квартиры для обеспечения семьи ребенка-инвалида жилым помещением.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен субъект Российской Федерации - Томская область в лице департамента финансов Томской области (далее - департамент финансов).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) администрация уточнила исковые требования и просила взыскать с департамента финансов за счет областной казны 1 470 543,72 руб. убытков.
Решением от 15.06.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с департамента финансов в пользу администрации взыскано 234 260 руб. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые по делу судебные акты в части определения размера подлежащих возмещению убытков отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.В обоснование жалобы администрация указывает на то, что решение от 03.09.2012 Советского районного суда города Томска исполнено посредством предоставления освободившегося жилого помещения, а не за счет компенсации социальной выплаты либо с ее использованием; передача квартиры по договору социального найма привела к возникновению у истца убытков вследствие осуществления государственных полномочий; приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 14.10.2012 в„– 28/ГС к спорным отношениям не подлежал применению.
Департамент финансов, указывая на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований администрации.
По мнению департамента финансов, вывод судов о том, что расходы по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежат финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, ошибочен; Томская область не брала на себя обязательств по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем данной категории граждан.
Проверив в соответствии со статьей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых решения и постановления, исходя из доводов кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что решением от 27.01.2014 Советского районного суда города Томска по делу в„– 2-134/14 на администрацию возложена обязанность предоставить Королевой Татьяне Александровне, действующей в своих интересах и в интересах Королева Константина Иннокентьевича вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 6,8 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим правилам и нормам.
Распоряжением администрации от 30.09.2014 в„– 1119 Королевой Т.А., действующей в своих интересах и в интересах Королева К.И. по договору социального найма предоставлена квартира в„– 91 по ул. Профсоюзная, 20а, в г. Томске. Королевы вселены в указанное жилое помещение, на данное помещение заключен договор социального найма от 01.10.2014 в„– 410.
Администрация, полагая, что передача указанной квартиры по договору социального найма привела к возникновению убытков в размере кадастровой стоимости предоставленного жилого помещения, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования за счет казны Томской области, исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
При этом суды, приняли во внимание решение суда общей юрисдикции, которым на администрацию возложена обязанность предоставить Королевым жилое помещение общей площадью не менее 6,8 кв. м.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона в„– 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона в„– 181-ФЗ).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон в„– 131-ФЗ), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона в„– 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Таким образом, учитывая нормы действующего законодательства, вывод судов о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, является правильным.
Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Судебные инстанции обоснованно указали, что исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом обязания администрации предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе решение от 27.01.2014 Советского районного суда города Томска по делу в„– 2-134/14, из которого следует, что Королевой Т.А. действующей в своих интересах и в интересах Королева К.И., требуется представление жилой площади дополнительно не менее 6,8 кв. м, суды, руководствуясь приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.07.2014 в„– 387/пр., который применяется для расчета размера социальных выплат, предоставляемых на приобретение жилых помещений, правомерно взыскали с департамента финансов в пользу администрации убытки в размере 234 260 руб. в пределах установленного норматива.
Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.06.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 09.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А67-8027/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА

Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ


------------------------------------------------------------------