По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2016 N Ф04-5898/2016 по делу N А70-1819/2016
Требование: Об оспаривании действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ и площади участка, обязании восстановить сведения.
Обстоятельства: По мнению уполномоченного органа, уточнение данных о местоположении границ участка нарушило его права по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку у кадастровой палаты имелись основания для отказа в уточнении границ участка, не проверены документы заявителя, отсутствует картографический материал в межевом плане по уточнению участка, сведения, подтверждающие фактическое местоположение участка в другом кадастровом квартале, в межевом плане отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 г. по делу в„– А70-1819/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области и Шейфер Валентины Андреевны на постановление от 02.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А70-1819/2016 по заявлению департамента имущественных отношений Тюменской области (625004, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30, корп. 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области (625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Киевская, д. 78, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконными действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ и площади земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Шейфер Валентина Андреевна.
В заседании приняли участие представители: от Шейфер В.А. - Хижняк А.В. по доверенности от 04.04.2016; от ФГБУ "ФКП Росреестра - Ефремова А.С. по доверенности от 17.09.2015 в„– 72/2015-99 (на три года);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. по доверенности от 16.09.2016 в„– 159/08-3-Д.
Суд
установил:
департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области (далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:7654; обязании кадастровой палаты в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0101003:7654 площадью 7000 квадратных метров с разрешенным использованием "под строительство жилья и хозяйственных построек" с адресным описанием: Тюменская область, г. Тюмень.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований в процесс была привлечена Шейфер Валентина Андреевна (далее - Шейфер В.А.).
Решением от 24.05.2016 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) по делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 02.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Шейфер В.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кадастровая палата, указывая на незаконность и необоснованность принятого судом апелляционной инстанции постановления, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, просит постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Департамент возражает против доводов кассационных жалоб согласно отзыву.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого постановления, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации Тюменского района от 12.10.1992 в„– 646 "Об отводе земли под жилищную и хозяйственную застройку крестьянским хозяйствам Шейфер В.А. и Графову С.П." (далее - постановление в„– 646) Шейфер В.А. в постоянное пользование под строительство жилья и хозяйственных построек из земель п/х Верхнеборского детского тубсанатория (бывший хозяйственный центр) предоставлен земельный участок площадью 0,70 га. Комитету по земельной реформе предложено отвести участок в натуре, изготовить и выдать акт на право пользования землей.
На основании заявления Шейфер В.А. от 09.07.2015 о внесении в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, к которому приложено постановление в„– 646, кадастровой палатой 20.07.2015 в ГКН недвижимости внесены сведения о земельном участке категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство и хозяйственные постройки, характер сведений: ранее учтенный объект недвижимости площадью 7 000 кв. м, границы которого не установлены и ему присвоен кадастровый номер 72:23:0101003:7654, что подтверждается актом определения кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой выпиской о земельном участке от 21.10.2015.
На данный земельный участок Шейфер В.А. 22.07.2015 зарегистрировала свое право собственности, о чем было получено свидетельство о государственной регистрации права.
По запросу представителя Шейфер В.А. от 27.07.2015 начальником отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки объектов недвижимости представлено уведомление об отказе в предоставлении документов государственного фонда, согласно которому на плане г. Тюмени отсутствует земельный участок с кадастровым номером 72:23:0101003:7654, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень.
Обществом с ограниченной ответственностью "Абрис-Проект" 28.07.2015 по заявке Шейфер В.А. изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:7654, расположенного по адресу Тюменская область, г. Тюмень.
Из заключения кадастрового инженера в данном плане следует, что в ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что фактически уточняемый земельный участок расположен в другом кадастровом квартале 72:23:0101002. Межевой план подготовлен на основе кадастрового плана территории кадастрового квартала 72:23:0101002, запрошенного в электронном виде. В межевой план не вложены картографические материалы, подтверждающие описание границ земельного участка, в связи с их отсутствием в государственном фонде данных. В межевом плане отсутствуют сведения о геодезической основе и средствах измерения, что связано с тем, что земельный участок сформирован путем проектирования в программе Mapinfo.
Согласно схеме земельного участка, он расположен в кадастровом квартале 72:23:0101002 и граничит с соответствующими участками данного квартала с номерами: 4402,:4279,:3836,:3921,:5466,:5477,:5137,:5138,:1700 и с земельным участком кадастрового квартала 72:23:0101006 с номером: 5913.
Таким образом, согласно межевому плану определено место расположения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:7654 в границах кадастрового квартала 72:23:0101002, а также изменена площадь земельного участка с 7 000 кв. м до 6 981 кв. м за счет согласования границ с земельным участком с кадастровым номером 72:23:0101002:1700, принадлежащим Колосову К.В.
Шейфер В.А. 29.07.2015 обратилась в кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0101003:7654 в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка.
На основании данного заявления и межевого плана 10.08.2015 кадастровой палатой внесены сведения в ГКН в отношении спорного земельного участка, а именно, уточнены (установлены) его границы и площадь в части точек н18, н17, н16, н15.
Одновременно с указанными действиями кадастровой палаты по заявлениям Шейфер В.А., департаментом в целях выставления на торги под индивидуальное жилищное строительство, утверждены схемы двух земельных участков посредством принятия решений 03.08.2015 и 10.08.2015 в„– в„– 521-сх и 536-сх "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения индивидуальной жилой застройки".
Проведены кадастровые работы по установлению границ данных участков, о чем имеются межевые планы от 28.09.2015 и поданы 05.10.2015 заявления в кадастровую палату по внесению сведений о них в ГКН с присвоением кадастровых номеров.
Кадастровая палата решениями от 15.10.2015 в„– 72/15-82307 и от 16.10.2015 в„– 72/15-82504 приостановила осуществление кадастрового учета земельных участков департамента в связи с тем, что границы земельных участков, о кадастровом учете которых подано заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:.
Заявитель обратился с запросом от 17.11.2015, просил сообщить, на основании каких документов земельный участок с кадастровым номером 72:23:0101003:7654 поставлен на кадастровый учет.
Кадастровая палата в ответ на запрос сообщила, что площадь и границы данного земельного участка были изменены в Государственном кадастре недвижимости 10.08.2015 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 29.07.2015 и межевого плана от 28.07.2015.
Департамент, полагая, что действия кадастровой палаты по уточнению 10.08.2015 в сведениях ГКН данных о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:7654 нарушают его права по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что между департаментом и кадастровой палатой фактически возник спор о праве, который не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя требования департамента, пришел к выводу о том, что у кадастровой палаты имелись основания для отказа в уточнении границ земельного участка.
Вместе с тем, кадастровая палата не осуществила проверку документов, представленных для уточнения границ земельного участка, не оценила их на соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), что привело к недостоверному определению границ спорного земельного участка и занесению в ГКН соответствующих сведений с нарушением требований части 9 статьи 38 Закона в„– 221-ФЗ.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при его отсутствии - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а в случае отсутствия указанных документов, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, документы, подтверждающие право на земельный участок и (или) документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, при наличии в них сведений о местоположении и конфигурации границ, а также о площади земельного участка, при подготовке межевых планов являются основными.
Согласно п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона в„– 221-ФЗ, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 в„– 412 (в ред. от 25.01.2012) (далее - Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона в„– 221-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
В материалах дела отсутствует картографический материал в межевом плане по уточнению спорного земельного участка, сведения, подтверждающие фактическое местоположение участка в другом кадастровом квартале, в межевом плане также отсутствуют.
Как установлено судом апелляционной инстанции из заключения кадастрового инженера "ООО Абрис-проект" от 28.07.2015, в ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что фактически уточняемый земельный участок находится в другом кадастровом квартале 72:23:0101002 и граничит с соответствующими участками кадастрового квартала с номерами: 4402,:4279,:3836,:3921,:5466,:5477,:5137,:5138,:1700 и с земельным участком кадастрового квартала 72:23:0101002:1700, принадлежащим Колосову А.В.
Единственная привязка к предполагаемому адресному описанию, имеющаяся в постановлении Администрации Тюменского района от 12.10.1992 в„– 646 - выделить земельный участок из земель п/х Верхнеборского детского тубсанатория (бывший хозяйственный центр"), свидетельствует о нахождении данного земельного участка в пределах кадастрового квартала 72:23:0101002. Фактически указанный квартал расположен в районе Березняки, а кадастровый квартал 72:23:0101003 - в районе Верхнего бора, где ранее располагался детский противотуберкулезный санаторий.
Суд апелляционной инстанции правильно установил, что в результате установления границ земельного участка решением органа кадастрового учета изменено местоположение земельного участка 72:23:0101003:7654 при установлении его границ. Однако, учреждение должным образом не осуществило проверку документов, представленных для уточнения границ земельного участка, не оценило их на предмет соответствии требованиям Закона в„– 221-ФЗ, что фактически привело к определению границ спорного земельного участка и занесению в Государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений с нарушением требований части 9 статьи 38 Указанного закона.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемые действия органа кадастрового учета по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:7654 незаконными и нарушающими права Департамента имущественных отношений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 02.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-1819/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
В.В.СИРИНА
------------------------------------------------------------------