По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2016 N Ф04-6236/2016 по делу N А81-680/2016
Требование: Об оспаривании предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Обстоятельства: Проверкой зафиксированы допущенные обществом как пользователем недр нарушения, с целью устранения которых ему предписано обеспечить годовой уровень добычи нефти в соответствии с утвержденным проектным документом на разработку лицензионного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уровень добычи нефти из двух эксплуатационных объектов месторождения не соответствует показателям проектной документации и превышает допустимые отклонения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2016 г. по делу в„– А81-680/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" на решение от 30.05.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Лисянский Д.П.) и постановление от 06.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А81-680/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (628486, г. Когалым, ул. Прибалтийская, д. 20, ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, г. Салехард, ул. Мира, д. 40, ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) об оспаривании предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Койнов Ф.Н. (доверенность от 13.02.2016).
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) об оспаривании предписаний от 13.11.2015 в„– 156, в„– 157, в„– 158 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 30.05.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
По мнению заявителя, уровни годовой добычи углеводородного сырья и их допустимые отклонения устанавливаются применительно к месторождению в целом, а не к его отдельным объектам (пластам); у пользователя недр отсутствует обязанность обеспечивать проектные показатели годовой добычи нефти на лицензионном участке в отношении эксплуатационных объектов.
Кроме того, общество полагает, что законодательством не предусмотрена возможность выдачи нескольких предписаний одному лицу по одному нарушению.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" является владельцем (пользователем) недр на основании лицензии от 24.09.2007 СЛХ 14245 НР со сроком действия до 19.03.2023, целевое назначение: геологическое изучение, разработка залежей углеводородного сырья в меловых и юрских отложениях Урабор-Яхинского участка.
При получении права пользования недрами на основании данной лицензии общество приняло на себя обязательство соблюдать условия пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Южно-Тарасовского месторождения ТПП "Когалымнефтегаз", которые закреплены в соответствующих статьях лицензионного соглашения (приложения к лицензии СЛХ 14245 НР).
Пунктом 11.1 названного лицензионного соглашения на владельца лицензии возложена обязанность осуществлять все работы при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах, охране окружающей природной среды и других законов, а также правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа.
В период с 15.09.2015 по 10.11.2015 должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу (Югре) и должностными лицами управления была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о недрах.
По результатам данной проверки составлен акт проверки от 13.11.2015 в„– 251, в котором зафиксированы допущенные ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
С целью устранения выявленных проверкой нарушений обществу были выданы следующие предписания:
- от 13.11.2015 в„– 156, которым обществу вменено в обязанность в срок до 01.01.2017 обеспечить годовой уровень добычи нефти из объекта (пласта) БП9 (лицензия СЛХ 14245 НР) в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектным документом на разработку лицензионного участка (лицензия СЛХ 14245 НР);
- от 13.11.2015 в„– 157, которым обществу вменено в обязанность в срок до 01.01.2017 обеспечить годовой уровень добычи нефти из объекта (пласта) Ач1 (лицензия СЛХ 14245 НР) в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектным документом на разработку лицензионного участка (лицензия СЛХ 14245 НР);
- от 13.11.2015 в„– 158, которым обществу вменено в обязанность в срок до 01.01.2017 обеспечить годовой уровень добычи нефти из объекта (пласта) Ю1 (лицензия СЛХ 14245 НР) в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектным документом на разработку лицензионного участка (лицензия СЛХ 14245 НР).
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", не согласившись с указанными предписаниями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемых предписаний, поскольку уровень добычи нефти из двух эксплуатационных объектов месторождения не соответствует показателям проектной документации и превышает допустимые отклонения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пунктов 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, требований технических проектов, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, требований по рациональному использованию и охране недр, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Согласно пункту 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 в„– 71 (далее - Правила охраны недр), уровень годовой добычи нефти и газа определяется проектным документом на разработку месторождения. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в соответствии с приложением к названным Правилам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что проектными документами на разработку Урабор-Яхинского участка Южно-Тарасовского месторождения: "Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Тарасовского газонефтяного месторождения", протокол ЦКР Роснедр по УВС от 27.08.2015 в„– 6219 утвержден 03.09.2015, "Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Тарасовского месторождения", протокол ТО ЦКР Роснедр по ЯНАО от 17.12.2009 в„– 43-09, выделено 10 эксплуатационных объектов разработки, в том числе: объект (пласты) БП9, объект (пласт) Ач1, объект (пласт) Ю1 с обоснованными технологическими решениями по уровням, темпам и динамике добычи нефти, конденсата, газа и жидкости из пластов.
При этом согласно указанным проектным документам уровень годовой добычи нефти за 2014 год по эксплуатационному объекту разработки БП9 был установлен в размере 7,1 тыс.т, по эксплуатационному объекту разработки Ач1-3 тыс.т, по эксплуатационному объекту разработки Ю1-1,5 тыс.т.
Так, допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти и газа от проектной при установленном проектном показателе годовой добычи нефти до 0,025 млн. т составляет 50% (приложение к Правилам охраны недр).
Доводы общества об отсутствии у него обязанности по обеспечению проектных показателей по добыче нефти на эксплуатационных объектах и распространении требования о допустимом отклонении фактической годовой добычи нефти от проектной лишь на месторождение в целом, а не на его отдельные объекты (пласты), отклонены судами как основанные на ошибочном толковании законодательства.
В соответствии с пунктом 20 Правил охраны недр при разработке месторождений нефти, газа, конденсата иного углеводородного сырья дополнительно предусматривается выделение эксплуатационных объектов и порядок их ввода в разработку.
Эксплуатационный объект (выемочная единица) включает продуктивный пласт, часть пласта или группу пластов, выделенных для разработки самостоятельной сеткой скважин (пункт 102 Правил охраны недр).
Согласно пункту 19 Правил охраны недр в проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых в целях предотвращения выборочной отработки месторождения, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, преждевременному истощению и обесцениванию запасов месторождения, в случае наличия участков, пластов и залежей промышленных типов и сортов полезных ископаемых, резко различных по качеству, горнотехническим условиям залегания и другим параметрам, обосновывается последовательность (очередность) отработки таких участков, пластов и залежей и долевое участие добычи из отдельных участков, пластов и залежей в общем объеме добычи по годам, увязанное с календарным графиком отработки месторождения и планами развития горных работ.
Составление проектной документации по выборочной отработке наиболее богатых или находящихся в более благоприятных горно-геологических условиях участков месторождения, пластов и залежей полезных ископаемых, приводящей к снижению качества остающихся балансовых запасов, их разубоживанию и истощению месторождения, подработке и надработке пластов и залежей, вследствие которых содержащиеся в них запасы полезных ископаемых могут утратить промышленное значение и оказаться потерянными, не допускается (пункт 24 Правил).
В силу пункта 31 Правил охраны недр ведение работ по добыче полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Пунктами 10.3.1, 10.3.2 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР 15.10.1984, также предусмотрено, что разработка нефтяного месторождения в целом и каждого его отдельного объекта должна осуществляться в соответствии с утвержденными проектными документами. Вносимые в процессе эксплуатации месторождения не предусмотренные проектом предложения по совершенствованию системы разработки, ведущие к изменению принятых проектных положений по количеству добывающих и нагнетательных скважин, уровней добычи нефти и закачки воды, могут быть начаты внедрением только после переутверждения проектного документа.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии у ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обязанностей по обеспечению проектных показателей по добыче углеводородного сырья на каждом отдельно взятом эксплуатационном объекте, входящем в состав месторождения углеводородного сырья, поскольку вариант разработки месторождения в целом является совокупностью вариантов разработки эксплуатационных объектов, и технологические показатели разработки месторождения в целом определяются суммированием показателей рациональных вариантов разработки эксплуатационных объектов.
В связи с этим судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что предусмотренные пунктом 111 Правил охраны недр допустимые отклонения фактической годовой добычи нефти от проектной установлены в отношении месторождения в целом, а не отдельных его объектов (пластов).
В соответствии с пунктами 5.1.1, 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года в„– 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственного надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.В силу части 6 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального надзора", подпункта "в" пункта 12 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 в„– 293, государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический надзор, имеют право давать пользователям недр предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр.
С учетом изложенного обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку предписания управления от 13.11.2015 в„– 156, в„– 157, в„– 158 соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.05.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 06.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А81-680/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------