Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2016 N Ф04-786/2016 по делу N А27-16615/2015
Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", выразившиеся в нахождении в обороте продуктов с истекшим сроком хранения, с нарушением температурного режима хранения и обезличенных пищевых продуктов .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу в„– А27-16615/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русское поле" на решение от 26.10.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 01.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу в„– А27-16615/2015 по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Междуреченске, городе Мыски и Междуреченском районе (652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, пр. Строителей, д. 38) к обществу с ограниченной ответственностью "Русское поле" (652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Лазо. 41, офис 1Б, ИНН 4214037125, ОГРН 1154214000192) о привлечении к административной ответственности.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Сбитнев А.Ю.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Русское поле" Шаталова Ю.С. (доверенность от 12.10.2015).
Суд

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Междуреченске, городе Мыски и Междуреченском районе (далее - Роспотребнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Русское поле" (далее - ООО "Русское поле", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением от 26.10.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование административного органа удовлетворено. ООО "Русское поле" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению ООО "Русское поле", в действиях общества нет состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, но имеются обстоятельства для снижения наказания ниже низшего предела.
В отзыве на кассационную жалобу Роспотребнадзор, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает необоснованными доводы общества о снижении наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной административным органом в период с 22.07.2015 по 17.08.2015 выездной внеплановой проверкой соблюдения обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей и законодательства в сфере технического регулирования, установлены допущенные ООО "Русское поле" нарушения подпунктов 7, 8, 9 статьи 17 главы 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", которые выразились в нахождении в обороте продуктов с истекшим сроком хранения, с нарушением температурного режима хранения и обезличенных пищевых продуктов (без этикеток).
По результатам проверки составлен акт от 17.08.2015 в„– 2928-ВН, вынесен протокол от 17.08.2015 в„– 457 и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении ООО "Русское поле" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Из содержания пунктов 2, 5, 6 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) следует, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон в„– 29-ФЗ) качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в частности, посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Соблюдение санитарных правил в силу статьи 39 Федерального закона в„– 52-ФЗ является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", который устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Согласно частям 7, 8, 9 статьи 17 данного Технического регламента при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
Удовлетворяя требование административного органа о привлечении ООО "Русское поле" к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения и об отсутствии оснований для снижении наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Между тем ООО "Русское поле" не представлены суду доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, повлекших совершение административного правонарушения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств.
С учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции не входит оценка вывода арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.10.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 01.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-16615/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------