Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.04.2016 N Ф04-449/2016 по делу N А03-13444/2015
Требование: О признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельства: Заявитель указал на то, что должником по исполнительному документу выступает муниципальное казенное учреждение, в связи с чем взыскание должно производится в порядке, установленном ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт неисполнения требований исполнительного документа, участие службы судебных приставов в исполнении судебного акта о взыскании с публично-правового образования денежных средств за счет казны является правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. по делу в„– А03-13444/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Бийского района Алтайского края на решение от 06.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сбитнев А.Ю.) и постановление от 30.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу в„– А03-13444/2015 по заявлению Администрации Бийского района Алтайского края (659300, город Бийск, улица Валериана Куйбышева, 88, ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Полывянной Анжеле Расуловне (656056, город Барнаул, улица Пушкина, 17, ИНН 2225066621, ОГРН 1042202282407) об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Карбо-трейд".
Суд

установил:

Администрация Бийского района Алтайского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Полывянной Анжеле Расуловне (далее - судебный пристав) от 18.06.2015 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в„– 10271/15/22089-ИП.
К участию в деле привлечен взыскатель по указанному исполнительному производству - общество с ограниченной ответственностью "Карбо-трейд" (далее - взыскатель).
Решением от 06.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 30.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что должником по спорному исполнительному документу выступает муниципальное казенное учреждение, в связи с чем взыскание должно производится в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), при котором не допускается исполнение исполнительного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве при отсутствии у должника счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации. Поскольку у администрации не имеется таких счетов, у судебного пристава не было оснований для исполнения поступившего исполнительного документа и взыскания исполнительского сбора.
Судебный пристав, общество отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В силу части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании исполнительного листа серии АС в„– 005145726, выданного Арбитражным судом Алтайского края по делу в„– А03-4709/2014, судебным приставом-исполнителем Восточного отдела судебных приставов города Бийска и Бийского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю вынесено постановление от 16.03.2015 о возбуждении исполнительного производства в„– 14277/15/22024-ИП в отношении администрации о взыскании в пользу взыскателя 937 850 рублей 50 копеек (далее - постановление о возбуждении исполнительного производства).
Пунктом 2 названного постановления администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения ею копии этого постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией 19.03.2015.
Постановлением от 26.05.2015 указанное исполнительное производство передано в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Постановлением от 01.06.2015 судебный пристав принял исполнительное производство к исполнению.
В связи с неисполнением администрацией исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 18.06.2015 судебный пристав вынес постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 65 649 рублей 54 копеек.
Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из правомерности взыскания исполнительского сбора с администрации, не исполнившей требование исполнительного документа в установленный срок и не представившей доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному его исполнению.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 329 АПК РФ предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя может быть оспорено в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, решение и действия (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действиями (бездействием) прав заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 242.1, пунктам 4, 6 статьи 242 Бюджетного кодекса исполнительные документы, выданные во исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При этом, если исполнение решения суда о взыскании с публично-правового образования денежных средств за счет казны не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока исполнительный лист может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Судами установлено, что исполнительный лист серии АС в„– 005145726, выданный Арбитражным судом Алтайского края по делу в„– А03-4709/2014, был предъявлен взыскателем на исполнение в отдел в„– 57 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, где находился на исполнении с 11.11.2014 по 04.03.2015; взыскание за счет средств бюджета не было произведено.
В связи с истечением трехмесячного срока указанный исполнительный лист был отозван взыскателем и предъявлен в службу судебных приставов.
Постановление о возбуждении исполнительного производства администрацией получено и не оспаривалось.
Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) при поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов во всех случаях, за исключениями, предусмотренными законом, устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования - пять дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (части 11 и 12 статьи 30); если должник в этот срок добровольно не исполнит требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель налагает на него обязанность уплатить исполнительский сбор (статья 112).
Судами установлен факт неисполнения администрацией требований исполнительного документа от 23.10.2014 серии АС в„– 005145726 в срок, установленный для добровольного исполнения. Доказательств невозможности такого исполнения вследствие непреодолимой силы администрацией в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое постановление соответствует Закону об исполнительном производстве и не нарушает прав и законных интересов администрации.
Доводы подателя кассационной жалобы о неприменении судами положений статьи 242.5 Бюджетного кодекса о порядке исполнения судебных актов, связанных с взысканием неисполненных денежных обязательств муниципальных казенных учреждений, при котором не допускается участие судебных приставов в процессе принудительного исполнения (за исключением случая наличия у должника открытых счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации), подлежат отклонению исходя из следующего.
Должником по исполнительному листу серии АС в„– 005145726, выданному 23.10.2014 Арбитражным судом Алтайского края по делу в„– А03-4709/2014, является муниципальное образование Бийского района Алтайского края, а не его администрация как муниципальное казенное учреждение. Задолженность по муниципальному контракту на поставку угля для муниципальных нужд является обязательством публично-правового образования, а не муниципального казенного учреждения. Администрация в названном деле выступала как представитель муниципального образования, уполномоченный от его имени осуществлять права и исполнять обязанности. Отсутствие указания в спорном исполнительном документе на взыскание денежных средств за счет средств казны муниципального образования не изменяет установленный законодательством порядок удовлетворения имущественных требований к публично-правовым образованиям за счет соответствующей казны.
В силу пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальную казну муниципального образования составляют не только средства местного бюджета, но и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, участие службы судебных приставов в исполнении судебного акта о взыскании с публично-правового образования денежных средств за счет казны (при условии, что взыскание не было произведено уполномоченными органами за счет средств бюджета в срок, установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса) является правомерным.
Иное толкование администрацией положений Бюджетного кодекса и Закона об исполнительном производстве, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 06.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-13444/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Бийского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.А.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------