Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2016 N Ф04-678/2016 по делу N А46-2378/2015
Требование: О признании незаконным отказа в снятии с кадастрового учета земельных участков, обязании муниципалитета обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
Обстоятельства: Обществу утверждена схема размещения предполагаемого к предоставлению участка, из которой следует необходимость его формирования за счет двух спорных участков, сведения о которых носят временный характер. Оспариваемый отказ мотивирован недостаточностью оснований для обращения в орган кадастрового учета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку законом не запрещено формирование нового объекта из публичных земель, из которых после подачи обществом заявления муниципалитет безосновательно сформировал спорные участки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А46-2378/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега" на решение от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу в„– А46-2378/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега" (644024, Омская обл., г. Омск, ул. Лермонтова, д. 46, ИНН 5504081640, ОГРН 1035507008844) к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 102550074813) о признании незаконным отказа снять с кадастрового учета земельные участки.
Другие лица, участвующие в деле: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Земельный вопрос", общество с ограниченной ответственностью "РУССТРОЙ".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Вега" - Мишуров Д.А. по доверенности от 01.08.2015, Николаев А.В. по доверенности от 12.05.2015;
от департамента имущественных отношений администрации г. Омска - Степанов Е.С. по доверенности от 08.02.2016.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 08.12.2014 в„– Ис-ДИО/20446 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275; об обязании департамента обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных земельных участков.
Решением от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Вега" просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Заявитель считает, что суды необоснованно не применили к спорным правоотношениям статью 32 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку без снятия с кадастрового учета земельных участков отсутствует возможность осуществить кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. Полагает, что только департамент в силу своих полномочий вправе обратиться в кадастровый орган с заявлением о снятии с кадастрового учета спорных участков. Утверждает также, что для образования нового земельного участка необходимо снять с кадастрового учета земельные участки.
В письменном отзыве департамент выразил несогласие с доводами жалобы и мнение о законности судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает их подлежащими отмене по указанным ниже основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением от 10.12.2013 Арбитражного суда Омской области по делу в„– А46-11883/2013 признано незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 28.06.2013 в„– 1321-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Вега" в размещении выставочного зала по ул. Конева в Кировском административном округе г. Омска". Суд обязал департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оформить результаты выбора земельного участка под строительство выставочного зала; принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение названного решения распоряжениями департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 02.09.2014 в„– 2246-р и в„– 2247-р утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка, согласно которой земельный участок образуется из земель не разграниченной собственности и земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275, предварительно согласовано место размещения выставочного зала. Обществу рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
Обществом заключен договор с ООО "Земельный вопрос" о выполнении кадастровых работ по образованию земельного участка.
Кадастровым инженером подготовлено заключение о необходимости снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275, сведения о которых носят временный характер, в силу части 4 статьи 27 Закона в„– 221-ФЗ и с учетом того, что образование земельного участка согласно утвержденной схеме предполагалось в их границах.
Из представленного в материалы дела межевого плана следует, что указанные земельные участки с кадастровым номерами: 55:36:110225:2274, 55:36:110225:2275, а также смежный с ними земельный участок с кадастровым номером 55:36:110225:2276 образованы из земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:110225:2052, 55:36:110225:2056 и земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с невозможностью сформировать испрашиваемый ООО "Вега" земельный участок, общество обратилось в департамент с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:110225:2274, 55:36:110225:2275 с государственного кадастрового учета.
В письме от 08.12.2014 в„– Ис-ДИО/20446 департамент указал обществу, что в представленных документах содержится недостаточное количество оснований для обращения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о снятии с кадастрового учета вышеуказанных земельных участков.
Общество, полагая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу, что в силу части 1 статьи 198, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ заявителем не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для признания оспариваемого отказа о снятии с кадастрового учета земельных участков незаконным. При этом, руководствуясь статьей 3, пунктом 9 статьи 4, частями 1, 2 статьи 16, статьей 20, частью 4 статьи 24, частями 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), исходили из отсутствия у департамента в данном случае обязанности по обращению в кадастровый орган с заявлением о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков.
Вместе с тем судами не были учтены надлежащим образом установленные обстоятельства спора, не применены и ошибочно истолкованы определенные нормы права.
Вступившим в законную силу решением от 10.12.2013 Арбитражного суда Омской области по делу в„– А46-11883/2013 суд обязал департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оформить результаты выбора земельного участка под строительство выставочного зала; принять решение о предварительном согласовании размещения выставочного зала с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судебный акт был исполнен. При этом обществу утверждена схема размещения предполагаемого к предоставлению земельного участка, из которой следует необходимость его формирования, в том числе за счет указанных выше двух земельных участков.
Последние поставлены на временный кадастровый учет спустя почти год (17.10.2012) после подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка (30.12.11), в связи с которым допущен неправомерный и обжалованный в судебном порядке отказ. При наличии надлежащих действий в установленные сроки испрашиваемый участок подлежал формированию из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Изложенные обстоятельства вытекают из указанного судебного акта, материалов дела и позиции заинтересованного лица, обозначенной им при рассмотрении спора в письменном отзыве. В целом их наличие департаментом не опровергалось, как и необходимость формирования соответствующего участка, в том числе за счет изначально отсутствовавших двух участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275, учет которых носит временный характер.
Возможность образования нового участка в любом случае только в согласованном и утвержденном варианте, то есть с преобразованием и аннулированием сведений в отношении указанных объектов, предполагала обязательное и надлежащее применение судами ряда принципов и норм Конституции Российской Федерации, земельного и гражданского законодательства, а также Закона в„– 221 - ФЗ.
Конституцией Российской Федерации установлены взаимосвязанные положения, которые устанавливают, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом ее статья 34 гарантирует право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно положений пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Пункты 3, 4 указанной выше статьи устанавливают наличие следующих принципов: никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения; при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен запрет для осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), предусматривал, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ (в соответствующей редакции) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 8 указанной статьи также предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В сложившейся ситуации, с учетом приведенных выше принципов и положений, применение по сути технического аспекта, выраженного в части 5 статьи 24 Закон в„– 221-ФЗ и касающегося аннулирования в кадастре сведений о ранее образованном объекте (земельном участке), не ограничивается определенными видами образования нового участка.
Указанная выше норма, как и иные, не содержат запрета на формирование нового объекта из публичных земель, в рамках которых после подачи обществом соответствующего заявления уполномоченный орган безосновательно сформировал спорные земельные участки. В связи с этим приведенное апелляционным судом толкование обозначенной нормы об аннулировании в кадастре определенных сведений, в том числе со ссылкой на положения части 2 статьи 7, части 6 статьи 27 указанного Закона, является ошибочным.
Кроме того, необходимо учесть, что ни нормы Закона в„– 221-ФЗ, на которые имеются ссылки, положенные в обоснование обжалуемых судебных актов, ни нормы указанные департаментом (в частности, часть 4 статьи 24 Закона) в обоснование своей позиции по делу не устраняют установленную обязанность уполномоченного органа предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок. В том числе создав для этого все необходимые и достаточные условия, а не препятствия со ссылкой на некую абстрактную недостаточность сведений (оснований).
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального права подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 06.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-2378/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Вега" удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 08.12.2014 в„– Ис-ДИО/20446 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275.
Обязать департамент имущественных отношений администрации г. Омска обратиться в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110225:2274 и 55:36:110225:2275.
Взыскать с департамента имущественных отношений администрации г. Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега" 6 000 рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вега" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.01.2016 в„– 1.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------