Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 N Ф04-601/2016 по делу N А45-4599/2015
Требование: О признании незаконными решений уполномоченного органа по регулированию алкогольного рынка о возвращении без рассмотрения документов по заявкам о выдаче федеральных специальных марок , обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Основанием для принятия решений явилось представление обществом расчетов потребности в ФСМ, содержащих недостоверные сведения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку правовых оснований для возвращения заявлений не установлено, к расчету потребности в ФСМ по всем заявкам обществом приложены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие остаток виноматериала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу в„– А45-4599/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Полукаровой С.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу на решение от 18.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 30.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Н., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу в„– А45-4599/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кахети" (634058, город Томск, тракт Кузовлевский, 6/3, ОГРН 1027000851680, ИНН 7017056290) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (630099, город Новосибирск, улица Октябрьская, 52, ОГРН 1095406025428, ИНН 5406541225) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Янущик Д.И.) в заседании участвовали представители:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу - Петрищенко И.С. по доверенности от 01.04.2014;
от общества с ограниченной ответственностью "Кахети" - Вихлянцева М.В. по доверенности от 12.03.2016, Чернышева Т.А. по доверенности от 30.06.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кахети" (далее - общество, ООО "Кахети") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - управление) о признании незаконными решений о возвращении без рассмотрения документов по заявкам от 04.12.2014 в„– в„– 23-28/14, выраженных в справках от 18.12.2014 в„– в„– 77-82; по заявкам от 08.12.2014 в„– в„– 29-30/14, выраженных в справках от 18.12.2014 в„– в„– 83-84; по заявкам от 10.12.2014 в„– в„– 31-32/14, выраженных в справках от 18.12.2014 в„– в„– 85-86; по заявкам от 08.12.2014 в„– в„– 33-34/14, выраженных в справках от 18.12.2014 в„– в„– 87-88; по заявкам от 26.12.2014 в„– в„– 35-42/14, выраженных в справках от 14.01.2015 в„– в„– 1-8; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением от 18.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе ООО "Кахети" в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, заявления о выдаче федеральных специальных марок (далее - ФСМ) были правомерно возвращены обществу, поскольку имеющиеся расхождения между данными, содержащимися в декларациях, и данными, зафиксированными в единой государственной автоматизированной системе (далее - ЕГАИС), свидетельствуют о недостоверности указанных им в расчете потребности в ФСМ сведений и не позволяют корректно произвести расчет остатка сырья
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кахети" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Кахети" осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции (вина, фруктовые вина) на основании лицензий от 26.11.2014 года в„– 70 ПВН0004163, в„– 70 ПВН0004164, выданных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование), сроком действия до 28.05.2016 года.
В декабре 2014 года общество обратилось в управление с заявлениями о выдаче ФСМ на алкогольную продукцию.
По результатам рассмотрения заявлений и приложенных к ним документов управление подготовило и направило в Росалкогольрегулирование заключения о возможности выдачи ФСМ, которые были возвращены в связи с тем, что представленные ООО "Кахети" расчеты потребности в ФСМ содержат недостоверные сведения в графе 22 раздела В "Остаток сырья".
Данное обстоятельство послужило основанием для составления управлением справок от 18.12.2014 в„– в„– 77-88 и от 14.01.2015 в„– в„– 1-84 о наличии недостатков в представленных для выдачи ФСМ документах и возвращения обществу документов без рассмотрения.
Не согласившись с указанными решениями, ООО "Кахети" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что обществу необоснованно отказано в выдаче ФСМ.
Вывод судов является правомерным, соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон в„– 171-ФЗ) предусмотрено, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется ФСМ.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 в„– 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" организации, осуществляющие производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, приобретают ФСМ в территориальном органе Росалкогольрегулирования.
Приказом Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 в„– 13н утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 21 Административного регламента марки выдаются при представлении заявителем документов, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона в„– 171-ФЗ. Перечень таких документов является исчерпывающим и включает расчет потребности в ФСМ, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из положений подпункта 2 пункта 36 Административного регламента следует, что документы, представленные для выдачи марок, могут быть возвращены заявителю без рассмотрения в случае представления документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Закона в„– 171-ФЗ.
Судами двух инстанций установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением, что при подаче заявлений о выдаче ФСМ ООО "Кахети" представило все документы, поименованные в пункте 2 статьи 12 Закона в„– 171-ФЗ.
Основанием для принятия оспариваемых решений явилось представление обществом расчетов потребности в ФСМ, содержащих недостоверные сведения. При проведении сравнительного анализа остатка виноматериала, отраженного в расчетах потребности, со сведениями об объеме закупленного сырья, указанными в декларациях формы в„– 4 "Об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции" за 1-3 кварталы 2014 года, и зафиксированными в ЕГАИС данными о закупке в этот период виноматериала у производителей, выявлено расхождение на 3 474, 8 дал.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 в„– 1079 "О расчете потребности в федеральных специальных марок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. в„– 785" (далее - Постановление в„– 1079) и пункта 2, подпункта "е" пункта 6, пункта 9 Порядка заполнения формы расчета потребности в ФСМ, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 19.03.2012 в„– 60 (далее - Порядок), расчет остатка сырья производится на основании первичных бухгалтерских документов; в графе 22 раздела В указывается информация об объеме оприходованного сырья на основании данных бухгалтерского учета, в декалитрах; расчет составляется на дату составления Отчета об использовании ранее выданных ФСМ.
Таким образом, вывод судов о том, что проверка сведений об остатке виноматериала, содержащихся в расчете потребности в ФСМ, возможна только на основании первичных бухгалтерских документов, является правильным.
Исследовав и оценив в соответствии со статьями 71, 268 АПК РФ представленные сторонами доказательства, арбитражные суды установили, что к расчету потребности в ФСМ по всем заявкам ООО "Кахети" были приложены первичные бухгалтерские документы (товарно-транспортные накладные, купажные карты, товарные накладные (внутренние накладные на перемещение товара), подтверждающие остаток виноматериала на дату составления расчетов.
Доказательств обратного, так же как и данных о непредставлении обществом каких-либо первичных документов, в материалах дела не имеется.
Судами отмечено, что информация об остатке сырья в ЕГАИС соответствует сведениям, содержащимся в первичных (бухгалтерских) документах; после подачи обществом корректирующей декларации по форме в„– 4 за 3 квартал 2014 года с отражением в ней приходного документа на 3 474, 8 дал, указанный в первичной декларации остаток виноматериала не изменился.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что определение обществом остатка сырья на основании первичных (бухгалтерских) документов, правильность произведенного им расчета потребности в ФСМ, управлением не оспариваются, суды пришли к верному выводу об отсутствии у него правовых оснований для возвращения заявлений о выдаче ФСМ и приложенных к ним документов без рассмотрения.
Доводы управления о необходимости учета при составлении расчета потребности в ФСМ сведений об остатках сырья, указанных в декларации и ЕГАИС, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и обоснованно отклонены как противоречащие положениям Постановления в„– 1079, Порядка, подпункта "р" пункта 3 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной базы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 года в„– 522, пункта 8 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 в„– 380.
Суды исходили из того, что декларация по форме в„– 4 за 3 квартал 2014 года содержит сведения об остатке сырья по состоянию на 30.09.2014 и не учитывает движение сырья после даты подачи декларации до даты подачи заявлений о выдаче ФСМ; в ЕГАИС заносятся данные о количестве поступившего сырья и количестве выпущенной продукции, однако информация о сырье, использованном для купажирования, не фиксируется, потери в процессе производства не учитываются; при расчете потребности в ФСМ в остаток сырья необходимо включать не только непосредственно виноматериал, но и остаток купажированного виноматериала (незавершенное производство), который не указывается ни в декларации по форме в„– 4, ни в ЕГАИС.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные ООО "Кахети" требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-4599/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------