Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.03.2016 N Ф04-537/2016 по делу N А70-7764/2015
Требование: Об обязании определить границы охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по договорам аренды.
Обстоятельства: По итогам аукциона муниципальное электросетевое имущество передано в аренду обществу. На момент передачи охранные зоны в отношении имущества не определены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обязанность по определению охранной зоны в отношении арендуемых объектов лежит на обществе как сетевой организации, эксплуатирующей имущество на законных основаниях в целях организации электроснабжения в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу в„– А70-7764/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" на решение от 28.09.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Авдеева Я.В.) и постановление от 28.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу в„– А70-7764/2015 по заявлению департамента имущественных отношений администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201000204, ОГРН 1027200867231) к акционерному обществу энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, д. 4, ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185) об обязании определить границы охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по договорам аренды.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство".
В заседании принял участие представитель муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" Шабашова И.В. по доверенности от 21.12.2015 в„– 48.
Суд

установил:

департамент имущественных отношений администрации города Тюмени (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Тюменьэнерго", переименованному в акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - АО "Тюменьэнерго", ответчик), об обязании определить границы охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных по договорам аренды.
Определением суда от 10.09.2015 дела в„– А70-7763/2015, А70-7764/2015, А70-7765/2015 объединены в одно производство с присвоением делу единого номера в„– А70-7764/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее - МКУ "ТГИК").
Решением от 28.09.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе АО "Тюменьэнерго" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что суды неправильно применили к данным отношениям часть 2 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применили статьи 431, 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 56, часть 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что отсутствие охранных зон не может быть расценено, как недостаток, подлежащий выявлению при заключении соответствующего договора; сведения о границах охранной зоны не относятся к технической документации; аукционная документация, заявки ответчика, оферты договоров не содержали условий об оформлении в течение срока действия договоров охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Считает, что суд необоснованно сделал выводы об обязанностях ответчика по установлению границ, так как не учел того, что часть объектов, переданных по договорам, были введены в эксплуатацию как до, так и после вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02.2009 в„– 160. В связи с этим данная обязанность на АО "Тюменьэнерго" не распространяется.
В судебном заседании представитель МКУ "ТГИК" поддержал доводы письменного отзыва и соответствующие возражения по доводам жалобы. Просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что по результатам открытого аукциона и в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (на основании Приказа департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени от 07.09.2011 в„– 863) между ОАО "Тюменьэнерго" (арендатор), МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" (балансодержатель) и департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени (арендодатель) заключены договоры аренды муниципального электросетевого имущества от 14.09.2011 в„– 091128259 - на 31 объект, от 24.10.2012 в„– 101228983 - на 9 объектов, от 14.09.2011 в„– 091128254 - на 100 объектов.
Имущество, переданное в аренду ответчику по договорам аренды, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Тюмень, что подтверждено представленными в материалы дела копиями свидетельств о праве собственности.
Пунктом 2.2 договоров аренды установлено, что имущество передается в рабочем состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым промышленным зданиям, сооружениям и оборудованию, используемому для производственных, потребительских, коммерческих и иных целей в соответствии с назначением арендуемого имущества и условиям настоящего договора.
Согласно пунктам 3.3 - 3.5 договоров аренды арендодатель передает имущество в состоянии, соответствующем его целевому назначению, условиям, характеристикам, указанным в Приложениях в„– 1 и 2 к договорам, и позволяющим осуществлять его нормальную эксплуатацию.
Имущество, указанное в договорах аренды, передано ответчику по актам приема-передачи, являющимся Приложениями в„– 2 к договорам аренды.
В соответствии с положениями пункта 4.4.5 договоров аренды арендатор также обязуется содержать имущество, указанное в пункте 2.1 договоров, в соответствии со всеми отраслевыми нормами и правилами, действующими в отношении его вида деятельности и целевого назначения арендуемого им имущества, принимает меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу имущество.
Полагая, что для эксплуатации объектов муниципального электросетевого имущества необходимо установление обозначенных охранных зон, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, проанализировав договоры аренды муниципального электросетевого имущества, руководствуясь статьями 307, 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 в„– 160 (далее - Правила), пришли к выводу о том, что на АО "Тюменьэнерго", как на арендатора соответствующих объектов, возложена обязанность соблюдать нормы и правила отраслевого действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления соответствующего вида деятельности и использования соответствующего арендуемого имущества.
Возлагая на арендатора данную обязанность, суды исходили из пунктов 6 - 7 Правил, в соответствии с которыми границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании, и является сетевой.
Установив, что на момент передачи арендатору имущества по договорам аренды охранные зоны в отношении такого имущества определены не были, Общество фактически приняло на себя обязанность обеспечивать исполнение всех требований законодательства, установленных в отношении осуществляемого им вида деятельности (энергетика и электрификация), суды пришли к правильному выводу о том, что обязанность по определению охранной зоны в отношении арендуемых по договорам аренды спорного имущества лежит именно на ответчике, как сетевой организации, использующей (эксплуатирующей) имущество на законных основаниях в целях организации электроснабжения в границах городского округа город Тюмень в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.
Было отмечено, что требование по определению охранной зоны установлено именно нормативным правовым актом, регулирующим отношения по поводу использования объектов электросетевого хозяйства.
Вместе с тем положение, установленное исключительно для объектов с определенной датой введения в эксплуатацию, не отменяет правило о порядке установления охранных зон, предусмотренное пунктами 5 - 7 Правил установления охранных зон для объектов, введенных в эксплуатацию после обозначенного выше момента, и предусматривающее, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются именно организацией, которая владеет им на законном основании.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении иска. Доводы кассатора были предметом рассмотрения и оценки. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Обозначенная в жалобе затруднительность исполнения решения по данному делу, в том числе в связи с определенными действиями (бездействием) истца, не может быть учтена в рамках данного спора.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.09.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-7764/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ


------------------------------------------------------------------