Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.03.2016 N Ф04-585/2016 по делу N А03-8561/2015
Требование: Об оспаривании отказа в подготовке и утверждении схемы расположения участка для строительства автоматической телефонной станции, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что подготовить и утвердить схему расположения участка на кадастровом плане территории не представляется возможным, так как в соответствии с выводами в актах о выборе участка для строительства размещение объекта не соответствует санитарным нормам, документации по планировке территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый отказ не является мотивированным, не содержит ссылки на конкретные санитарные нормы и документы по планировке территории, которым не соответствует размещение объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу в„– А03-8561/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (заинтересованного лица) на решение от 28.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 03.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Полосин А.Л., Усанина Н.А.) по делу в„– А03-8561/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крона" (656004, г. Барнаул, ул. Фабричная, 2о, ОГРН 1082221003292, ИНН 2221133203) к комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (656031 г. Барнаул, пр. Строителей, 34, ОГРН 1062221001160, ИНН 2221114698) о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Барнаула Алтайского края (656043, г. Барнаул, ул. Гоголя, 48), главное управление имущественных отношений Алтайского края (656035, г. Барнаул, ул. Чкалова, 64), Лапшин Константин Владимирович (г. Барнаул).
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Крона" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - комитет по земельным ресурсам) о признании незаконным решения от 27.01.2015 в„– ПВ 2270, 2261, 1622/01-13/4 об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, примерной площадью 1 600 м2, по адресу: г. Барнаул, ул. Попова (согласно схеме), для строительства автоматической телефонной станции, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; обязании устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем подготовки и утверждения схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Заявление со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивировано несоответствием оспариваемого отказа закону и нарушением им прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Барнаула (далее - администрация), главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - управление), Лапшин Константин Владимирович.
Решением от 28.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 03.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет по земельным ресурсам просит отменить вынесенные судебные акты, в удовлетворении требований общества отказать.
По мнению подателя жалобы, только при наличии информации и подтверждающих документов о наличии или отсутствии градостроительных ограничений от комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - комитет по строительству) комитет по земельным ресурсам имеет право принимать решение об утверждении схемы или об отказе в утверждении схемы.
Указывает, что определение норм и подготовка заключений об ограничениях не входит в полномочия комитета по земельным ресурсам.
Считает, что суды не учли как нормы ЗК РФ, так и Положения о комитетах, предусматривающих разграничения полномочий.
Не согласен комитет по земельным ресурсам и с выводом апелляционного суда о том, что схема расположения земельного участка должна быть утверждена в любом случае и в ней должны быть отмечены все ограничения, а вопрос о предоставлении земельного участка должен быть разрешен после утверждения схемы расположения, чтобы не повлечь необоснованных расходов заявителя, так как утвержденная схема является основанием для подготовки документов на формирование земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета.
Полагает, что обязав заинтересованное лицо подготовить схему, суды подменили собой орган власти, предрешив решение, которое должно быть принято комитетом по земельным ресурсам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения принятые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
Общество, комитет по земельным ресурсам, администрация, управление, Лапшин К.В. о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.02.2014 общество подало в управление заявку (входящий в„– 861) о выборе земельного участка, примерной площадью 1 600 м2, по адресу: г. Барнаул, ул. Попова (согласно схеме), для строительства автоматической телефонной станции и о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 04.03.2014 в„– 24/2667 управление уведомило общество о направлении заявления в администрацию для оформления в установленном законом порядке акта о выборе земельного участка для строительства; утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории; получения необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка и об обеспечении его объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; сбора технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для целей строительства. Также управление сообщило, что после представления администрацией вышеуказанных документов будет принято одно из решений: о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в его размещении.
В ходе разрешения спора по делу в„– А03-23460/2014 (по заявлению общества к комитету по строительству о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении процедуры выбора спорного земельного участка) обществу стало известно, что рассмотрению его заявления от 11.02.2014 препятствует решение комитета по земельным ресурсам об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, оформленное письмом от 27.01.2015 в„– ПВ 2270, 2261, 1622/ 01-13/4.
В упомянутом письме комитет по земельным ресурсам, сославшись на пункт 3.5 Порядка подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного постановлением администрации от 09.09.2013 в„– 3026 (далее - Порядок), указал, что подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным, так как в соответствии с выводами в актах о выборе земельного участка для строительства от 16.06.2014 в„– 506, от 11.09.2014 в„– 816, от 16.12.2014 в„– 1138а размещение объекта не соответствует санитарным нормам, документации по планировке территории.
Поскольку данный отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы заявителя, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из их обоснованности и правомерности.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в рассматриваемый период регламентировался статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По правилам пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В дальнейшем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Следовательно, процедура предоставления земельного участка включает в себя, как верно отмечено судами, в том числе подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка, являющейся приложением к акту выбора земельного участка, которое не относится к актам по распоряжению земельным участком и не влечет со всей неизбежностью принятие решения о предоставлении земельного участка.
При этом подготовку схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обеспечивает и принимает распоряжение об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по обращению исполнительного органа государственной власти комитет по земельным ресурсам на основании пункта 3.10 Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 в„– 33, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции.
Эти же полномочия комитета по земельным ресурсам закреплены в пункте 3.14 Порядка.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержатся в пункте 3.5 Порядка, в числе которых в подпункте "в" значится нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц, в случае утверждения схемы расположения земельного участка.
Толкуя названный пункт, суды правильно указали, что подготовка и утверждение заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не находятся в причинной связи с фактом наличия либо отсутствия акта о выборе земельного участка для строительства, а также с указанными в нем выводами. Достаточным основанием для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка является в настоящем случае обращение уполномоченного органа в администрацию города.
Поэтому правомерен вывод судов о том, что поскольку комитет по земельным ресурсам подготавливает и утверждает схему расположения земельного участка, то именно в процессе совершения этих действий выявляются всевозможные ограничения, существующие на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и в соответствующем распорядительном документе, а вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка в установленном порядке с соблюдением принципов публичности, открытости, и прозрачности предоставления земельных участков, обеспечения заблаговременной публикации сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка в месячный срок со дня подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка комитет по земельным ресурсам принимает распоряжение (постановление) об утверждении схемы расположения земельного участка либо в двухнедельный срок дает мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием причин, послуживших основанием для такого отказа, по адресу, указанному в заявлении.
Проанализировав материалы дела, суды сочли, что оспариваемый отказ не является мотивированным, так как не содержит ссылки на конкретные санитарные нормы и документы по планировке территории, которым не соответствует размещение объекта.
Согласно пункту 1 статьи 198, пункту 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Установив, что отказ комитета по земельным ресурсам противоречит ЗК РФ и Порядку и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в приобретении прав на испрашиваемый им земельный участок, суды на законных основаниях удовлетворили заявленные требования.
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами первой и апелляционной инстанций представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание, что нормы материального права судами применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено (статья 288 АПК РФ), оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.08.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 03.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-8561/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ


------------------------------------------------------------------