Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2016 N Ф04-2035/2016 по делу N А02-963/2015
Требование: О взыскании в федеральный бюджет неперечисленной прибыли.
Обстоятельства: Истец сослался на неполное перечисление прибыли ответчиком, который в спорный период был подведомственен Россельхозакадемии и передан в ведение истца.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку названная обязанность у ответчика появилась только по результатам года, следующего за спорным периодом, кроме того, отраженная в отчете за спорный период "чистая" прибыль сложилась вследствие получения ответчиком субсидий по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не учитываемых для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственникам унитарных предприятий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Алтай



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А02-963/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций на решение от 07.10.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Амургушев С.В.) и постановление от 04.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Стасюк Т.Е., Сухотина В.М.) по делу в„– А02-963/2015 по иску Федерального агентства научных организаций (119991, г. Москва, проспект Ленинский, 32А; ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Горно-Алтайское" (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Плодовоягодная, 47; ОГРН 1020400752129, ИНН 0411001184) о взыскании задолженности по перечислению части прибыли.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство сельского хозяйства Республики Алтай (649007, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, 12; ОГРН 1020400735662, ИНН 0411006231).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Москвы (судья Полуэктова Ф.Ф.) в заседании участвовали представители Федерального агентства научных организаций - Королев Д.С. по доверенности от 02.02.2016, Жаворонков А.П. по доверенности от 01.02.2016.
Суд

установил:

Федеральное агентство научных организаций (далее - Агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Горно-Алтайское" (далее - Предприятие, ответчик), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, о взыскании в доход федерального бюджета 2 326 250 руб. неперечисленной прибыли за 2013 год.
Решением от 07.10.2015 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 04.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Предприятие возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Ответчик в 2013 году был подведомственен Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемии), имел наименование Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-Алтайское" Россельхозакадемии, которое было передано в ведение Агентства на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 2591-р.
Программой деятельности Предприятия на 2013 год, утвержденной Россельхозакадемией в 2012 году, в разделе "Прогноз показателей экономической эффективности деятельности на 2013-2014 годы" в графе "часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет (по итогам деятельности за предшествующий год)" не указана сумма, приходящаяся на 2014 год (л.д. 71 том 1).
30.12.2013 распоряжением Правительства Российской Федерации в„– 2591-р Предприятие включено в раздел II Перечня организаций, подведомственных Агентству.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 в„– 720-р и приказом Агентства от 30.04.2014 в„– 58 подведомственным Агентству федеральным государственным предприятиям предписано до 15.06.2014 перечислить 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2013 год.
Приказом Агентства от 11.09.2014 в„– 559 Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-Алтайское" Россельхозакадемии переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-Алтайское".
В новом Уставе Предприятия, утвержденном 11.09.2014, в подпункте "е" пункта 29 содержится указание на то, что Предприятие обязано ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке.
Программой деятельности Предприятия на 2014 год, утвержденной приказом Агентства в„– 725 от 08.10.2014, в разделе "Показатели экономической эффективности деятельности на 2014 год" в графе "часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет" указана сумма, приходящаяся на 2014 год - 50 000 руб. (л.д. 60 том 1).
В соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 в„– 959, Агентство осуществляет в порядке и в пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
Согласно отчету о финансовых результатах за 2013 год "чистая" прибыль Предприятия за календарный 2013 год составила 9 505 000 руб. (л.д. 18 том 1).
В соответствии с расчетом определения части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, Предприятием должно быть перечислено 2 376 250 руб. (л.д. 19 том 1).
Платежным поручением от 14.07.2014 Предприятие перечислило в федеральный бюджет 50 000 руб. с назначением платежа: "доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий".
Ссылаясь на неполное перечисление Предприятием в федеральный бюджет части прибыли за 2013 год, Агентство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителей Агентства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу решения и постановления судов.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 в„– 228 (далее - Правила в„– 228), пришли к верным выводам о том, что не доказано наличие у ответчика обязанности перечислять часть полученной за 2013 год прибыли в федеральный бюджет, что такая обязанность появилась у Предприятия только по результатам 2014 года; кроме того, отраженная в отчете о финансовых результатах за 2013 год "чистая" прибыль сложилась вследствие получения Предприятием субсидий из федерального и регионального бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственникам унитарных предприятий.
Так, в силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил в„– 228 предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Правил в„– 228 руководитель предприятия ежегодно, до 5 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил в„– 228 часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы "чистой" прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет "чистой" прибыли.
Как указывалось выше, утвержденной Программой деятельности предприятия на 2013 год не было предусмотрено перечисление части прибыли 2013 года, Программой деятельности Предприятия на 2014 год, утвержденной приказом Агентства в„– 725 от 08.10.2014, в разделе "Показатели экономической эффективности деятельности на 2014 год" в графе "часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет" указана сумма, приходящаяся на 2014 год - 50 000 руб., которая была перечислена Предприятием (л.д 20 том 1).
Формулируя вывод о том, что фактически за 2013 год подлежащей перечислению прибыли Предприятием получено не было, суды правомерно учли следующие обстоятельства:
- отражение в отчете о финансовых результатах за 2013 год "чистой" прибыли в размере 9 505 000 руб. оказалось возможным вследствие получения Предприятием субсидий из бюджетов в общей сумме 5 708 000 руб., в том числе из федерального бюджета - 3 297 000 руб., из регионального бюджета - 2 411 000 руб.; материалами дела не подтверждена возможность отражения прибыли в размере 9 505 000 руб. в случае отсутствия субсидий из бюджетов;
- основанием для получения субсидий в 2013 году явилось исполнение Предприятием обязательств по Соглашению в„– 1 по реализации Региональной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2011-2017 годы".
С учетом установленных обстоятельств, в том числе исходя из положений статьи 38 БК РФ, суды обоснованно указали, что предоставленные Предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных производителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия, представителем которого в настоящее время является Агентство; средства, перечисленные Предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не должны приниматься во внимание при определении размера "чистой" прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Поскольку указанные обстоятельства в кассационной жалобе не опровергнуты, и наличие в 2013 году у Предприятия "чистой" прибыли от использования государственного имущества (а не от получения субсидий) материалами дела не подтверждено, кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для удовлетворения требований Агентства.
Доводы кассационной жалобы со ссылками на нормы налогового законодательства, на письма Минфина Российской Федерации отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку, как правомерно отмечено апелляционным судом, по настоящему делу спор возник не из публичных отношений по исчислению и уплате налогов, а из гражданско-правовых отношений между Предприятием и собственником его имущества.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Агентства по делу, не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводы судов относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований истца.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.10.2015 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 04.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А02-963/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.В.ЧАПАЕВА

Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ


------------------------------------------------------------------