Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2016 N Ф04-5439/2016 по делу N А46-14086/2015
Требование: О признании отсутствующим права собственности субъекта РФ и признании права собственности РФ на объект недвижимого имущества.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что в отсутствие правовых оснований для включения в общую площадь здания, на которое зарегистрировано право собственности субъекта РФ, спорный объект недвижимости принадлежит на праве собственности РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный гараж не передавался в собственность субъекта РФ, находился в собственности РФ в силу закона и оперативном управлении государственного учреждения, последующая реконструкция гаража соответствовала строительным, пожарным, санитарным требованиям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. по делу в„– А46-14086/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Кадниковой О.В.,
Мелихова Н.В. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 19.05.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление от 10.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу в„– А46-14086/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к Министерству имущественных отношений Омской области (644043, город Омск, улица Орджоникидзе, 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о признании права собственности.
Третьи лица: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области"; государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства"; Главное управление МЧС России по Омской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.
Суд

установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство) о признании отсутствующим права собственности Омской области и признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - гараж площадью 121,6 кв. м с номерами на поэтажном плане 1П (59-62), этаж 1, литеры А1, А2, находящийся в одноэтажной пристройке по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5 (далее - здание гаража).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - ТО Росстата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - КУОО "Центр учета и содержания собственности Омской области"), государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (далее - ГПОО "Омский центр ТиЗ"), Главное управление МЧС России по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 на здание гаража, расположенного по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, литера А1, А2, общей площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (38-41), этаж 1, признано право собственности Российской Федерации.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 решение суда первой инстанции от 19.05.2016 оставлено без изменения.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Росимущества в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что обжалуемые судебные акты незаконны, необоснованны, принятые с нарушением статей 15, 168, 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как суды не дали оценку его доводам, не указали основания, которыми руководствовались при отклонении указанных в апелляционной жалобе доводов, не применили законы, подлежащие применению.
По мнению Министерства, суды ошибочно применили положения пункта 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление в„– 3020-1), при отсутствии доказательств нахождения в 1991 году Госкомстата России в здании гаража (тем более в незаконной пристройке литера А2). В 2003 году здание вместе со спорным гаражом передано в собственность Омской области на основании постановления Законодательного Собрания Омской области от 23.01.2003 в„– 11 "О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области", принятого в соответствии с пунктами 3, 6 и 8 Постановления в„– 3020-1.
Министерство указывает, что здание, которое передано на праве оперативного управления Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области, включало в себя спорный объект недвижимости, а также судами не решен вопрос о самовольно произведенной реконструкции этого объекта.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 20.05.1996 в„– 151-РК Омскому учебному центру Госкомстата Российской Федерации предписано передать с баланса, а Омскому областному комитету государственной статистики принять на баланс здание по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5; закрепить за Омским областным комитетом государственной статистики здание по улице Орджоникидзе, 5 на праве оперативного управления.
По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 1996 года на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 в„– 151-РК Учебный центр Госкомстата Российской Федерации передает, а Омский областной комитет государственной статистики принимает с баланса на баланс следующее имущество: здание 1975 года постройки, балансовой стоимостью 7 006 932 руб., общей площадью 4 380 кв. м по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
В соответствии с регистрационным удостоверением на объект недвижимости от 06.09.1996 в„– 6196 на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 в„– 151-РК за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право оперативного управления на административное здание, находящееся в Центральном округе города Омска по улице Орджоникидзе, 5, состоящее из пятиэтажного кирпичного строения и кирпичной пристройки общей полезной площадью с подвалом 4 768,1 кв. м.
Согласно распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 в„– 163-РКА государственному учреждению "Омский областной комитет государственной статистики" предписано передать, а Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области принять на баланс здание, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5; закрепить данное здание за Управлением по печати и массовой информации Администрации Омской области на праве оперативного управления.
По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 в„– 163-РКА Омский областной комитет государственной статистики передает, а Управление по печати и массовой информации принимает с баланса на баланс следующее имущество по состоянию на 01.07.1997 - здание 1975 года постройки, балансовой стоимостью 7 006 932 руб., общей площадью 4 768,1 кв. м, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 в„– 01-РК за государственным учреждением "Омский областной комитет государственной статистики" закреплено на праве оперативного управления государственной имущество на общую сумму 13 472 000 руб. по состоянию на 01.10.1998.
По акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление Комитет по управлению имуществом Омской области передал, а государственное учреждение "Омский областной комитет государственной статистики" приняло в оперативное управление государственное имущество по состоянию на 01.10.1998, в том числе основные фонды балансовой стоимостью 11 977 руб.
В соответствии с Перечнем основных средств государственного учреждения "Омский областной комитет государственной статистики" по состоянию на 01.10.1998 (приложение в„– 3 к распоряжению Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 в„– 01-РК) в перечень передаваемого имущества в качестве самостоятельного объекта вошел гараж площадью 117 кв. м, расположенный по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 23.01.2003 в„– 11 "О принятии объектов федеральной собственности собственность Омской области" в собственность Омской области приняты объекты федеральной собственности согласно приложению, в том числе административное здание, пятиэтажное кирпичное, общей площадью 4985,5 кв. м, инвентарный в„– 606616, литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
Данное право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области было зарегистрировано 22.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2003 серии 55 АА в„– 477405.
Письмами от 03.10.2003 в„– КУИ-5179, от 29.10.2003 в„– КУГИ-5634, адресованными в регистрирующий орган, Комитет по управлению имуществом Омской области просил внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) по объекту, расположенному по указанному адресу, запись регистрации от 22.04.2003 в„– 55-01/00-8/2003-2200, ссылаясь на то, что при изготовлении технического паспорта на вышеуказанный объект и внесении данных в реестр государственной собственности Омской области не был учтен тот факт, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 05.01.1999 в„– 01-рк встроенные в здание гаражи площадью 117 кв. м переданы в оперативное управление Омскому областному комитету государственной статистики и остались в собственности Российской Федерации.
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 в„– 01-РК "О закреплении имущества" 25.12.2003 зарегистрировано право оперативного управления Омского областного комитета государственной статистики на гараж - нежилое помещение, номер на поэтажном плане 1П (59-62), общей площадью 115,70 кв. м, находящееся в одноэтажной пристройке, литера А1, расположенной по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
28.12.2004 за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок площадью 470 кв. м с кадастровым номером 55:36:04:01:16:0130, который предоставлен для общественно-деловых целей под строение, расположен на землях поселений относительной кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
02.10.2006 в ЕГРП внесены изменения, в соответствии с которыми объектом права является административное пятиэтажное здание с подвалом и пятиэтажной пристройкой общей площадью 5 098,50 кв. м, литеры А, А1, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
25.04.2007 зарегистрировано право оперативного управления КУОО "Центр учета и содержания собственности Омской области" на нежилые помещения, номера на поэтажном плане: подвала - 1-38, 1 этажа - 1-37, 42-63, 2 этажа - 1-37, 3 этажа - 1-33, 4 этажа - 1-30, 5 этажа - 1-33, общей площадью 4 982,8 кв. м, находящиеся в административном пятиэтажном здании с подвалом и одноэтажной пристройкой, литеры А, А1, расположенном по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.
11.12.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 470 кв. м, адрес (местоположение): относительно кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Орджоникидзе, 5, кадастровый номер 55:36:040116:130.
Как следует из письма Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы от 13.07.2015 в„– ИСХ-15/ИН-1834, увеличение площади помещения в„– 1П на 5,9 кв. м произошло за счет сноса помещения площадью 15,6 кв. м (в„– 59 на поэтажном плане) и возведения пристройки, литера А2, площадью 21,5 кв. м (в„– 38 на поэтажном плане). Увеличение площади помещения в„– 1П произошло в пределах принадлежащего Органу статистики на праве бессрочного пользования земельного участка. Помещение в„– 1П площадью 121,6 кв. м является одноэтажной пристроенной частью и входит в состав помещений пятиэтажного здания площадью 5 101,2 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5. При этом в процентном соотношении увеличение площади объекта составляет менее 0,12 процента. Указанные изменения нежилого помещения в„– 1П не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и не превышают предельные параметры разрешенного строительства.
При обращении истца за государственной регистрацией права федеральной собственности на объект недвижимости: нежилое помещение 1П, кадастровый номер 55:36:000000:111198, расположенный по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5, регистрирующим органом отказано в государственной регистрации на основании абзацев восьмого, десятого и одиннадцатого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в том числе в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку спорный объект недвижимости расположен в здании общей площадью 5 098,5 кв. м, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации - Омской области, в общую площадь которого включена площадь нежилого помещения 1П.
Указывая на, что в отсутствие правовых оснований для включения в общую площадь здания, на который зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области, спорный объект недвижимости - гараж принадлежит на праве собственности Российской Федерации, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал выводы о том, что спорный гараж не передавался в собственность Омской области, находится в собственности Российской Федерации в силу закона и оперативном управлении государственного учреждения "Омский областной комитет государственной статистики"; последующая реконструкция гаража соответствует строительным, пожарным, санитарным требованиям; имеются основания для регистрации права собственности Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете РСФСР по статистике и органах государственной статистики в автономных республиках, краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах и городах РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 05.05.1988 в„– 164, Государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является союзно-республиканским органом государственного управления - главным учетно-статистическим центром РСФСР, осуществляющим руководство делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства РСФСР.
В силу пункта 1 раздела I Временного положения о Государственном комитете РСФСР по статистике, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.04.1991 (далее - Временное положение), государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является главным учетно-статистическим центром РСФСР и относится к центральным экономическим органам РСФСР.Согласно пункту 13 раздела IV Временного положения Госкомстат РСФСР руководит работой управлений статистики, Главного вычислительного центра, Республиканского информационно - издательского центра, техникумов информатики и вычислительной техники и учебных центров.
Аналогичные положения были предусмотрены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.07.1993 в„– 5547-1 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике".
Пунктом 1 постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.11.1991 в„– 1887-1 "О совершенствовании деятельности органов государственной статистики на территории РСФСР" предписано Государственному комитету РСФСР по статистике принять в ведение всю материально-техническую базу Государственного комитета СССР по статистике на 18.11.1991, включая служебные здания, подведомственные ему Главный вычислительный центр, научно-исследовательские, учебные, лечебно-оздоровительные и другие предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 в„– 834, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой исходя из отнесения в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официального статистического учета к ведению Российской Федерации.
В силу пункта 3 раздела I вышеуказанного Положения Госкомстат России, его органы в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах, подведомственные предприятия, организации, учебные заведения составляют единую систему государственной статистики.
На основании пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 Постановления в„– 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В частности, к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (пункт 2 раздела II приложения 1 к вышеуказанному Постановлению).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку спорный гараж является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении государственного учреждения, его реконструкция соответствует строительным, пожарным и санитарным нормам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, иск удовлетворен правомерно.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что здание, которое передано Управлению по печати и массовой информации включало в себя спорный объект (гараж), не основан на доказательствах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в принятых судебных актах. Переоценка обстоятельств дела и выводов судов не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А46-14086/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЛАПТЕВ

Судьи
О.В.КАДНИКОВА
Н.В.МЕЛИХОВ


------------------------------------------------------------------