Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.2016 N Ф04-5329/2016 по делу N А45-25285/2015
Требование: О признании незаконными решений таможенного органа о стране происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций.
Обстоятельства: Таможенный орган, установив, что сертификаты, предоставленные обществом в качестве документа, подтверждающего заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, оформлены с нарушением установленных требований и не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций, принял оспариваемые решения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку сертификаты недействительными не признаны, допущенные в них формальные нарушения не являются безусловным основанием для непредоставления тарифных преференций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. по делу в„– А45-25285/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Новосибирской таможни на решение от 05.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 28.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Сбитнев А.Ю., Хайкина С.Н.) по делу в„– А45-25285/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "УралТоргСервис" (620089, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, 23, 2, ОГРН 1026605775844, ИНН 6664064073) к Новосибирской таможне (630015, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Королева, 40, ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276) о признании незаконными решений.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) в заседании участвовали представители:
от Новосибирской таможни - Концюс О.С. по доверенности от 22.01.2016, Ганенко Е.В. по доверенности от 28.12.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "Компания "УралТоргСервис" - Семячкова А.В. по доверенности от 28.01.2016 в„– 01.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания "УралТоргСервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными решений Новосибирской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 17.04.2015 в„– 10609000-11-03-29/39; от 15.04.2015 в„– 10609060/20-03-50/15; от 14.05.2014 в„– 10609000-11-03-29/58, в„– 10609000-11-03-29/59, в„– 10609000-11-03-29/60, в„– 10609000-11-03-29/61, в„– 10609000-11-03-29/62, в„– 10609000-11-03-29/63, в„– 10609000-11-03-29/64, в„– 10609000-11-03-29/65, в„– 10609000-11-03-29/66, в„– 10609000-11-03-29/67, в„– 10609000-11-03-29/68, в„– 10609000-11-03-29/69, в„– 10609000-11-03-29/70, в„– 10609000-11-03-29/71, в„– 10609000-11-03-29/72; от 02.07.2015 в„– 10609000/11-03-29/87; от 31.03.2015 в„– 10609060/20-03-50/11; от 11.03.2015 в„– 10609060/20-03-50/6.
Решением от 05.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Таможни несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что между компанией C.I. EXOTIC FARMS LTD и Обществом 06.02.2012 заключен контракт в„– 26, предметом которого является поставка цветочной продукции: свежих срезанных цветов, декоративной зелени, тропических цветов.
Обществом на таможенный пост Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни были поданы декларации на товары (далее - ДТ) в„– в„– 10609060/090914/0006529, 10609060/041114/0008280, 10609060/071114/0008383, 10609060/111114/0008461, 10609060/141114/0008591, 10609060/281114/0009030, 10609060/021214/0009116, 10609060/060115/0000023, 10609060/260115/0000403, 10609060/120215/0000911, 10609060/100215/0000813, 10609060/200115/0000238, 10609060/030614/0003979, 10609060/220714/0005228, 10609060/050814/0005604, 10609060/311014/0008222, 10609060/260914/0007097, 10609060/211014/0007853 10609060/281014/0008088, 10609060/190814/0005938.
В графе 31 продекларированы товары: "Розы свежие срезанные для составления букетов, искусственно выращенные, вид роз чайно-гибридный. Длина стебля 90 см, 80 см, 70 см, 60 см, 50 см. Изготовитель "C.I. EXOTIC FARMS". Товары ввезены в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 06.02.2012 в„– 26 между "C.I. EXOTIC FARMS S.A." (Продавец, Колумбия) и Обществом (Покупатель, Россия).
При таможенном декларировании Обществом была заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде тарифной преференции по уплате ввозной таможенной пошлины по ввезенным товарам как происходящим из страны, в отношении товаров из которой Российская Федерация предоставляет тарифный преференциальный режим (из развивающейся страны - Колумбии). В качестве основания для предоставления тарифного преференциального режима декларантом предъявлены сертификаты о происхождении товаров формы "А" (далее - сертификаты): в„– в„– СО37002502211754, СО37002502209197, СО37002502212490, СОЗ7002502213201, СО37002502214592, СО37002502218851, СО37002502216985, СО37002502219263, СО37002502219463, СО37002502219744, СО37002502219851, СО37002502220095, СО37002502220322, СО37002502221235, СО37002502233058, СО37002502235469, СО37002502236783, СО37002502236614, СО37002502235787, СО37002502234712.
При проведении документального контроля уполномоченным должностным лицом административного органа указанные сертификаты были приняты в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о стране происхождения ввезенных товаров, и применен тарифный преференциальный режим в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным ДТ. Товары выпущены в свободное обращение.
По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу, что сертификаты формы "А", предоставленные в качестве документа, подтверждающего заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, оформлены с нарушением требований к оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, следовательно, не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.
Таможней приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций от 17.04.2015 в„– 10609000-11-03-29/39; от 15.04.2015 в„– 10609060/20-03-50/15; от 14.05.2014 в„– 10609000-11-03-29/58, в„– 10609000-11-03-29/59, в„– 10609000-11-03-29/60, в„– 10609000-11-03-29/61, в„– 10609000-11-03-29/62, в„– 10609000-11-03-29/63, в„– 10609000-11-03-29/64, в„– 10609000-11-03-29/65, в„– 10609000-11-03-29/66, в„– 10609000-11-03-29/67, в„– 10609000-11-03-29/68, в„– 10609000-11-03-29/69, в„– 10609000-11-03-29/70, в„– 10609000-11-03-29/71, в„– 10609000-11-03-29/72; от 02.07.2015 в„– 10609000/11-03-29/87; от 31.03.2015 в„– 10609060/20-03-50/11; от 11.03.2015 в„– 10609060/20-03-50/6.
В качестве оснований для вынесения указанных решений послужили выводы Таможни о том, что нарушено требование к порядку заполнения сертификата о происхождении товара, а именно в графе 11 сертификата: оттиск круглой печати не соответствует образцу, имеющемуся в распоряжении таможенных органов, печати нанесены разными печатными формами.
По решению от 17.04.2015 в„– 10609000-11-03-29/39 помимо нарушения требования к порядку заполнения сертификата о происхождении товара (графы 11 сертификата - оттиск печати не соответствует образцу, имеющемуся в Таможне), в качестве дополнительного основания отказа указано на нарушение заполнения графы 1 сертификата - отсутствует адрес экспортера.
Не согласившись с решениями Таможни, Общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 58, 59, 61, 62, 74, 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), статей 36, 38 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 в„– 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 311-ФЗ), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Соглашение), Соглашением о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12.12.2008 (далее - Правила), Перечнем товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденным решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 в„– 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 в„– 130, учитывая правовую позицию Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 6 постановления от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии у Таможни правовых оснований для вынесения оспариваемых решений, поскольку она не доказала, что спорные сертификаты содержат недостоверные сведения.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона о таможенном тарифе Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (статья 38 Закона о таможенном тарифе).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона в„– 311-ФЗ определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (часть 3 статьи 109 Федерального закона в„– 311-ФЗ).
В статье 59 ТК ТС установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 62 ТК ТС при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В пункте 1 статьи 63 ТК ТС определено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами.
В целях реализации статьи 1 названного Соглашения 12.12.2008 Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации заключили Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, которое вступило в законную силу с 01.07.2010.
В разделе I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) указано, что товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 в„– 130 и решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 в„– 18 утверждены Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза и Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Судами установлено, что Эквадор и Колумбия включены в Перечень развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.
В силу раздела VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Согласно Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме "А" (приложение 2 к Правилам) в графе 7 деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" указываются коммерческое наименование товара, его модель, марка, модификация, артикул, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара. Если для описания товаров в поле графы не хватает места, используются дополнительные листы, выполненные на таких же бланках, что и основной лист сертификата, которые должны быть заверены подписью и печатью компетентного органа, выдавшего сертификат, и иметь тот же регистрационный номер, что и основной лист сертификата.
В разделе VIII Правил установлено, что сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:
не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:
по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Судами установлено, что Общество представило в таможенный орган оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы "А" с заявлением о предоставлении тарифных преференций и зачете излишне уплаченных денежных средств.
При этом доказательств их несоответствия требованиям, законодательства, действовавшего на момент представления спорных сертификатов в таможенный орган, Таможней в материалы дела не представлено.
В обоснование правомерности принятия оспариваемых решений Таможня ссылается на заключение таможенного эксперта от 02.06.2015 в„– 014980, в соответствии с которым оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 сертификата от 23.01.2015 в„– СО37002502235787 и оттиск печати уполномоченного органа Колумбии, доведенный письмом ФТС России от 11.09.2012 в„– 05-92/45898дсп "О сертификатах о происхождении товаров по форме "А", выдаваемых в Республике Колумбия" нанесены при помощи разных клише, а также на заключение ЦЭКТУ ФТС России от 03.02.2015 в„– 20/002660/2015, в соответствии с которым, оттиск круглой печати, расположенной в графе 11 сертификата от 16.01.2015 в„– СО37002502235469, образец оттиска печати уполномоченного органа Колумбии, имеющийся в картотеке РНСП, нанесены разными печатными формами, и заключения таможенного эксперта от 23.03.2015 в„– 20/004787/2015, от 25.02.2015 в„– 004883 с теми же выводами по сертификатам от 06.02.2015 в„– СО3700250 2236614, в„– СО3700250 2236783.
Суды исследовали представленные в материалы дела документы и установили, что таможенный орган не представил доказательств несоответствия спорных сертификатов происхождения товара требованиям законодательства, а также доказательств наличия оснований, установленных в разделе VIII Правил, для признания сертификатов недействительными; таможенный орган не осуществил действий по проверке подлинности сертификатов и правильности заявления декларантом страны происхождения товара.
Как правомерно указали суды, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Из материалов дела следует, что таможенный орган не сомневался в стране происхождения товара, а имел претензии к оформлению сертификата по форме "А", вызванных несоответствием форм сравниваемых оттисков печатей уполномоченного органа Республики Колумбия с имеющимся в распоряжении Таможни образцом.
Вместе с тем, как правильно отметили суды, в обжалуемых решениях не содержится каких-либо выводов относительно того, что подпись, наименование, адрес места нахождения лица, заверившего сертификаты, не соответствует образцу, имеющемуся в его распоряжении.
Довод Таможни о том, что декларантом при подаче заявления о восстановлении тарифных преференций не были представлены все документы, подтверждающие указанные в сертификатах сведения, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен как не нашедший своего подтверждения.
Отклоняя данный довод, суд исходил из положений пункта 28 приказа ФТС России от 02.08.2012 в„– 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", в силу которого к заявлению о восстановлении преференционального режима прилагаются оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров, то есть декларация о стране происхождения товара или сертификат о стране происхождения товара (пункт 2 статьи 59 ТК ТС); иные документы одновременно с заявлением о восстановлении тарифного преференционального режима не предоставляются.
Поскольку указанные документы были предоставлены Обществом в таможенный орган при ввозе товара на территорию Таможенного союза, были проверены таможенным органом и товар был выпущен в свободное обращение на территорию Таможенного союза, а в ходе проведения проверки обоснованности восстановления преференционального режима таможенный орган ни у Общества, ни в органе, выдавшем сертификаты, дополнительные документы и сведения не запрашивал, суды обоснованно отклонили данный довод Таможни.
Доводы таможенного органа относительно расхождений подписи сотрудника Carlos Arturo Neira Rivera в сертификатах и в письмах ФТС России - от 21.05.2012, от 11.09.2012, от 27.03.2015 с указанием перечня лиц, имеющих право выдавать сертификаты по форме "А" в Республике Колумбия; что в графе 1 наименование и адрес экспортера (поставщика) не соответствует товаросопроводительным документам, также были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов относительно того, что допущенные в сертификатах формальные нарушения не могли являться безусловным основанием для непредоставления тарифных преференций, учитывая, что могли быть восполнены во внесудебном порядке, в том числе путем предоставленных таможенному органу полномочий на проведение проверочных мероприятий.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Таможня не представила доказательств того, что спорные сертификаты содержат недостоверные сведения, и обоснованно признали незаконными оспариваемые решения Таможни.
Отклоняя доводы Таможни относительно необоснованного восстановления судами срока на обжалование решений, суд исходит из следующего.
Суды, удовлетворяя ходатайство Общества, в соответствии с частью 4 статьи 198, статьей 117 АПК РФ восстанавливая пропущенный срок, исходили из отсутствия доказательств надлежащего вручения Обществу решений (копии решений по юридическому адресу заявителя таможенным органом не были направлены; решения направлены на абонентский ящик Общества при невозможности идентификации лица, получившего корреспонденцию; Общество в своих заявлениях о предоставлении тарифных преференций указывало на необходимость направления на абонентский ящик не самих решений, а лишь уведомлений о принятых решений).
Восстановление указанного процессуального срока является правом суда при признании причин его пропуска уважительными. В данном конкретном случае суды признали заявленные доводы уважительными.
В то же время, кассационная инстанция соглашается с доводами Таможни, что учитывая буквальное содержание писем Общества, адресованных таможенному органу (о направлении всей корреспонденции заявителя на указанный в письмах абонентский ящик - л.д. 122-123 том 1), в рассматриваемом случае отсутствуют основания для вывода о ненадлежащем направлении (вручении) Обществу оспариваемых решений.
Однако, учитывая, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, по своей природе не является пресекательным, поскольку он может быть восстановлен судом; условием восстановления пропущенного срока является уважительность причины его пропуска; неустановление законодателем каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях; принимая во внимание незначительность пропуска заявителем срока; итоги рассмотрения дела по существу (в частности, вывод судов о том, что претензии таможенного органа к оформлению спорных сертификатов фактически могли быть разрешены во внесудебном порядке), кассационная инстанция полагает, что соответствующие доводы Таможни со ссылкой на статью 117 АПК РФ не являются основанием к отмене принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 05.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-25285/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.ПЕРМИНОВА

Судьи
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Г.В.ЧАПАЕВА


------------------------------------------------------------------