Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.11.2016 N Ф04-5154/2016 по делу N А67-1314/2016
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере государственного жилищного надзора.
Обстоятельства: Предприятию предписано начислять плату за коммунальную услугу по водоотведению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в соответствии с утвержденными Правительством РФ Правилами предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет платы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предприятием фактически предоставляется услуга по вывозу жидких бытовых отходов, которая оплачивается в установленном органом местного самоуправления порядке и размере.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. по делу в„– А67-1314/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области на решение от 09.06.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Павлов Г.Д.) и постановление от 09.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Полосин А.Л., Усанина Н.А.) по делу в„– А67-1314/2016 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения" (636300, Томская область, Кривошеинский район, село Кривошеино, улица Ленина, 4, ИНН 7009003954, ОГРН 1107027000057) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, Томская область, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) об оспаривании предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - Атанасова Галина Станиславовна.
Суд

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения" (далее - предприятие, МУП "ЖКХ КСП") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - департамент) от 08.02.2016 в„– А-6508.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Атанасова Галина Станиславовна.
Решением от 09.06.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, отвод бытовых стоков из жилых помещений с использованием не принадлежащего собственникам многоквартирного дома имущества (канализационный коллектор с сетями) с последующей их откачкой и вывозом является коммунальной услугой водоотведения, которая неправомерно квалифицирована судами как услуга по вывозу жидких бытовых отходов.
В отзывах на кассационную жалобу предприятие просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству, а Атанасова Г.С. поддерживает позицию департамента.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: Томская область, село Кривошеино, улица Ленина, дом 57 (далее - многоквартирный дом), департаментом в период с 20.01.2016 по 08.02.2016 проведена внеплановая проверка МУП "ЖКХ КСП" по вопросу правомерности начисления платы за вывоз жидких бытовых отходов, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), начиная с 01.03.2014 расчет платы за коммунальную услугу по водоотведению производился без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) расхода воды (для помещений, оборудованных ИПУ расхода воды) и без учета норматива потребления на водоотведение (для помещений, не оборудованных ИПУ расхода воды).
По результатам проверки 08.02.2016 департаментом составлен акт проверки в„– А-6508 и выдано предписание в„– А-6508 об устранении выявленных нарушений, согласно которому предприятию надлежало с 01.02.2016 производить начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению собственникам и пользователям помещений, проживающим в указанном многоквартирном доме в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354 (пункт 1); в срок до 01.03.2016 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по водоотведению собственникам и пользователям помещений, проживающим в многоквартирном доме, за период с 01.03.2014 по 31.01.2016 в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354 (пункт 2); в срок до 04.03.2016 предоставить в департамент информацию об исполнении мероприятий в целях устранения выявленного нарушения.
Не согласившись с данным предписанием департамента, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая незаконным оспариваемое предписание, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома фактически предоставляется услуга по вывозу жидких бытовых отходов, которая правомерно оплачивается в установленном органом местного самоуправления порядке и размере.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в действовавшей в спорный период редакции (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, пункта 42 Правил в„– 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для выдачи департаментом оспариваемого предписания послужил факт начисления предприятием собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вместо платы за коммунальную услугу по водоотведению платы за услугу по вывозу жидких бытовых отходов, размер которой рассчитывался исходя из площади жилых помещений, объема вывезенных отходов по установленному органом местного самоуправления тарифу.
В соответствии с пунктами 2, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что отведение бытовых стоков от многоквартирного дома производится самотеком через сооружение, расположенное по адресу: улица Ленина, 57, представляющее собой трубопровод, ведущий в выгребную яму, технологически не присоединенный к централизованной системе водоотведения села Кривошеино и не выполняющий функции очистки стоков и бытовых отходов. Из колодца-накопителя предприятием жидкие бытовые отходы вывозятся специализированным автомобилем на полигон бытовых отходов по адресу 100 м на восток от ориентира (ориентир - 169 км дороги Томск-Колпашево), в водные объекты не сбрасываются и не очищаются.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприятие не оказывает собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома коммунальную услугу по водоотведению.
Исходя из положений подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 в„– 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
Судами установлено, что в отсутствие такого соглашения МУП "ЖКХ КСП", начиная с 01.03.2014, производило начисление собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов в соответствии с тарифами, установленными главой Кривошеинского сельского поселения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное предприятием требование, признав недействительным оспариваемое предписание.
Доводы подателя кассационной жалобы относительно неправильной квалификации судами оказываемых предприятием услуг, неправомерного взимания с собственников многоквартирного дома платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов с использованием не принадлежащего им имущества (канализационный коллектор с сетями), подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.06.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 09.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А67-1314/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------