Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2016 N Ф04-5051/2016 по делу N А46-3564/2016
Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ за реализацию рыбной продукции, не соответствующей требованиям по физико-химическим показателям, с нарушением условий хранения, расфасованной непосредственно в магазине в отсутствие потребителя, информации о дате изготовления, сроке годности продукции, а также реализацию плодоовощной продукции с двойной маркировкой транспортной тары.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения в действиях общества установлен, процессуальные нарушения не выявлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. по делу в„– А46-3564/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат" на решение от 20.04.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А46-3564/2016 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Омской области (644001, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, 98, ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) к обществу с ограниченной ответственностью "Формат" (644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, 23, ИНН 5534010734, ОГРН 1055515020880) о привлечении к административной ответственности.
Суд

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Формат" (далее - ООО "Формат", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 20.04.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное управлением требование удовлетворено, ООО "Формат" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
В кассационной жалобе ООО "Формат", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной части.
По мнению общества, в его действиях отсутствует вина в реализации рыбной продукции, содержащей патогенную микрофлору, так как ООО "Формат" приняло все зависящие от него меры по проверке качества и безопасности реализуемой продукции.
Поскольку прочие нарушения, выявленные в ходе проверки (превышение содержания глазури, нарушения требований маркировки), не могли причинить вред здоровью, общество считает неправомерным вменять ему повторное совершение действий, предусмотренных частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО "Формат", осуществляющего свою деятельность по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 6/1.
По результатам проверки составлен акт от 29.02.2016 в„– 87/вп, в котором отражены допущенные обществом нарушения, выразившиеся в реализации рыбной гастрономической продукции "Ассорти лососевых рыб" филе кусочки слабосоленые производства "Агама Роял Гринланд", торговой марки "Бухта изобилия", изготовленной по ТУ 9262-003-66136132-2014, с датами выработки 06.01.2016 и 09.01.2016, упакованной в потребительскую упаковку по 0,2 кг, не соответствующей требованиям безопасности по микробиологическим показателям, что подтверждено протоколами лабораторных испытаний от 10.02.2016 в„– в„– 1647, 1648, экспертным заключением в„– 830 ГП/Л от 10.02.2016 АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области"; реализации продукции из водных биоресурсов: креветки "Арктика" неразделанные, варено-мороженные, размерный ряд 70/90, дата выработки 03.11.2015, срок годности 03.11.2016, производства ООО "АРКТИКА", не соответствующей требованиям по физико-химическим показателям (массовая доля глазури при норме не более 7% составляла 59,3%), что подтверждено протоколом лабораторных испытаний от 08.02.2016 в„– 1493, экспертным заключением от 18.02.2016 в„– 994 ГП/Л АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области"; нарушении условий хранения готовой рыбной гастрономической продукции из лососевых рыб (семга, форель), части рыбных пресервов; реализации замороженной рыбной продукции (в ассортименте), расфасованный непосредственно в магазине в отсутствие потребителя, на маркировочных ярлыках и на информационных листах которой отсутствует информация о дате изготовления, сроке годности продукции, условиях хранения; реализации плодоовощной продукции с двойной маркировкой транспортной тары.
На основании акта проверки уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол от 29.02.2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в последующем управлением направлено в арбитражный суд соответствующее заявление.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
За указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Из содержания пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон в„– 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона в„– 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона в„– 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 5 статьи 15 Закона в„– 52-ФЗ установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что выявленные проверкой факты реализации ООО "Формат" продукции, не соответствующей требованиям действующих санитарных правил и норм, создающей угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также реализация продукции с двойной маркировкой транспортной тары, подтверждаются представленными управлением доказательства и обществом не опровергаются.
Принимая во внимание, что ООО "Формат" не представлены доказательства, подтверждающие наличия обстоятельств, препятствующих надлежащему выполнению требований действующего законодательства, а также то обстоятельство, что повторное совершение обществом вменяемого ему правонарушения подтверждается решением от 24.12.2015 Арбитражного суда Омской области по делу в„– А46-13839/2015, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, обе судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно удовлетворили заявленное управлением требование.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку выводов двух судебных инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.04.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-3564/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------