Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.10.2016 N Ф04-4321/2016 по делу N А81-426/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в отсутствии в резервуарном парке датчиков загазованности, неоснащении резервуаров для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей приборами контроля и сигнализации уровня, дыхательными клапанами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлено, порядок проведения проверки и привлечения к ответственности не нарушен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. по делу в„– А81-426/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 16.03.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 17.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу в„– А81-426/2016 по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629008, город Салехард, улица Республики, 73, 338, ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, город Тюмень, улица Хохрякова, 10, ИНН 7202022112, ОГРН 1027200853316) о признании незаконным и отмене постановления от 15.01.2015 по делу об административном правонарушении.
В заседании приняла участие представитель Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Миляева Н.С. по доверенности от 13.01.2016 в„– 60/16.
Суд

установил:

акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество, АО "Ямалкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 15.01.2015 в„– 215-10-2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.03.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, обществу отказано в удовлетворении требования.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Ямалкоммунэнерго" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению общества, судами не учтено, что эксплуатация склада ГСМ осуществляется в состоянии крайней необходимости и в силу финансовых возможностей им принимаются меры к устранению нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя управления, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, АО "Ямалкоммунэнерго" эксплуатирует опасный производственный объект - склад ГСМ (регистрационный номер А59-60598-0048, III класс опасности), расположенный в селе Катравож Приуральского района.
В ходе проведения плановой выездной проверки управлением установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон в„– 116-ФЗ); подпунктов "к", "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 в„– 492 (далее - Положение); пунктов 2.26, 7.30, 7.31 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 в„– 232 (далее - Правила), в резервуарном парке отсутствуют датчики загазованности, 10 резервуаров для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей не оснащены приборами контроля и сигнализации уровня, дыхательными клапанами.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 14.12.2015 в„– 57/8103-А и послужили основанием для составления уполномоченными должностными лицами управления протокола об административном правонарушении 18.12.2015 в„– 215-10-2015 и вынесения постановления от 15.01.2015 в„– 215-10-2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Ямалкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка проведения проверки и привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.7 КоАП РФ.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона в„– 116-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона в„– 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Во избежание потерь нефтепродуктов от переливов следует применять предохранительные устройства, автоматически прекращающие подачу нефтепродукта по достижении заданного уровня или разгерметизации коммуникаций (пункт 2.26 Правил); для вертикальных стальных цилиндрических резервуаров предусматривается, в том числе следующее оборудование: дыхательные клапаны, предохранительные клапаны, огневые предохранители; приборы контроля и сигнализации (пункт 7.30 Правил); горизонтальные резервуары оснащаются дополнительно стационарно встроенным оборудованием: подогревателями нефтепродуктов, лестницами, измерительными трубами и другими необходимыми устройствами (пункт 7.31 Правил).
Факты нарушений требований пункта 1 статьи 9 Закона в„– 116-ФЗ, пунктов 2.26, 7.30, 7.31 Правил при эксплуатации склада ГСМ установлены судами двух инстанций, подтверждаются материалами дела и по существу обществом в кассационной жалобе не оспариваются.
Поскольку АО "Ямалкоммунэнерго" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения предусмотренных вышеназванными нормами требований промышленной безопасности, наличия препятствующих этому объективных причин, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений положений КоАП РФ при привлечении АО "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности судами не выявлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При этом суды двух инстанций не усмотрели оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Отклоняя ссылку на статью 2.7 КоАП РФ, суды обоснованно приняли во внимание, что проверка была проведена управлением по истечении 1,5 лет после получения обществом муниципального имущества в пользование и у него имелась реальная возможность привести его в надлежащее состояние и не допускать выявленных при его эксплуатации нарушений.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали АО "Ямалкоммунэнерго" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.03.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А81-426/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------