Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.09.2016 N Ф04-3984/2016 по делу N А75-12771/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере жилищного и строительного надзора.
Обстоятельства: Обществу, осуществляющему управление многоквартирным домом, предписано произвести возврат жильцу квартиры платы за содержание и ремонт общего имущества в части платы за освещение мест общего пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение порядка взимания указанной платы посредством ее включения в состав платы за содержание жилого дома при фактическом оказании услуги не свидетельствует о нарушении имущественных прав потребителей, возврат платы за оказанную услугу нарушает права общества, имеющего обязательства по оплате электроэнергии перед ресурсоснабжающей организацией.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. по делу в„– А75-12771/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 26.02.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 27.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А75-12771/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 4" (628307, город Нефтеюганск, 7-й микрорайон, 50, 1, ИНН 8604050672, ОГРН 1118619002303) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) в лице Нефтеюганского отдела инспектирования об оспаривании предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания".
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 4" (далее - общество, ОАО "ЖЭУ в„– 4") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Нефтеюганского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) от 01.10.2015 в„– НЮ-404/п и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 7000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания" (далее - ресурсоснабжающая организация).
Решением от 26.02.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 27.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое предписание признано недействительным, со службы взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что обществом неправомерно начислялась плата за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в виде фиксированной суммы по правилам расчета платы за содержание жилого помещения; плата за коммунальную услугу электроснабжения вносилась потребителями напрямую ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЖЭУ в„– 4" на основании договора управления многоквартирным домом от 19.10.2007 в„– 48 осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: город Нефтеюганск, 7 микрорайон, 39Г (далее - многоквартирный дом).
С целью осуществления лицензионного контроля по фактам, изложенным в обращении Марковой Н.М., проживающей в квартире в„– 4 указанного дома, службой в период с 28.09.2015 по 01.10.2015 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой установлено включение в состав платы за содержание общего имущества в 2012-2014 гг. не только платы за обслуживание внутридомового оборудования специализированной организацией, но и платы за освещение мест общего пользования (в размере 0,28 руб. за 1 кв. м жилой площади; в размере 0,59 руб. за 1 кв. м жилой площади) в нарушение подпункта "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491).
По результатам проверки 01.10.2015 службой составлен акт проверки в„– НЮ-404/а и выдано предписание в„– НЮ-404п, согласно которому обществу предписано в срок до 05.11.2015 произвести жильцу квартиры в„– 4 многоквартирного дома перерасчет (возврат) размера платы за содержание и ремонт общего имущества в части оплаты за освещение мест общего пользования за период с 01.10.2012 по 31.12.2014.
Не согласившись с указанным предписанием службы, ОАО "ЖЭУ в„– 4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным оспариваемое предписание, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия правовых оснований у общества для взимания с собственников помещений многоквартирного дома платы за коммунальную услугу (электрическую энергию на общедомовые нужды). Само по себе нарушение порядка взимания указанной платы посредством ее включения в состав платы за содержание жилого дома в отсутствие доказательств фактического неоказания соответствующей коммунальной услуги и предъявления повышенной платы не свидетельствует о нарушении имущественных прав потребителей. Суды пришли к выводу, что указанный в предписании службы способ устранения выявленного нарушения в виде возврата потребителю платы за оказанную ему коммунальную услугу (освещение мест общего пользования) нарушает права исполнителя коммунальной услуги, имеющего обязательства по оплате потребленной электроэнергии перед ресурсоснабжающей организацией.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в действовавшей в спорный период редакции (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения отнесено к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома (подпункт "б" пункта 11 Правил в„– 491).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в такой доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса).
При этом под коммунальной услугой электроснабжения понимается снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, далее - Правила в„– 354).
Из положений части 2 статьи 157 Жилищного кодекса, пункта 38 Правил в„– 354 следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Таким образом, служба правомерно указала обществу на то, что плата за потребленную электрическую энергию на освещение мест общего пользования многоквартирного дома подлежала включению в состав платы за коммунальные услуги, а не в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом расчет платы за электрическую энергию должен был производиться на основании установленного уполномоченным органом тарифа.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, предписывая обществу конкретный способ устранения выявленного нарушения в виде возврата жильцу квартиры в„– 4 многоквартирного дома платы за освещение мест общего пользования (включенной в состав платы за содержание жилого помещения), служба не учла наличие у ОАО "ЖЭУ в„– 4", как исполнителя коммунальных услуг, заключившего с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения многоквартирного дома, права на взимание с нанимателей и собственников жилых помещений платы за потребленные коммунальные услуги на основании частей 4, 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса.
Согласно выписке по лицевому счету владельца квартиры в„– 4 многоквартирного дома за спорный период в состав платы за коммунальную услугу электроснабжения не включалась плата за освещение мест общего пользования.
Поскольку службой в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств завышения размера начисленной потребителю платы за услугу электроснабжения за период с 01.10.2015 по 31.12.2014, повторного взимания такой платы (в составе платы за коммунальные услуги и в составе платы за содержание жилого помещения), суды пришли к правильному выводу о том, что указанный в оспариваемом предписании способ устранения выявленного нарушения не будет свидетельствовать о прекращении нарушений требований действующего законодательства и повлечет нарушение прав и законных интересов ОАО "ЖЭУ в„– 4", имеющего обязательства перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленной электроэнергии.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемое предписание.
Доводы службы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку исходя из представленных в дело доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.02.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-12771/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------