Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2016 N Ф04-310/2016 по делу N А70-5571/2015
Требование: О признании незаконным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Обстоятельства: Общество признано нарушившим ФЗ "О защите конкуренции" в связи с тем, что как субъект естественных монополий оно злоупотребляло доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей, нарушая порядок ценообразования путем взимания платы на возмещение затрат по эксплуатации сетей в отсутствие утвержденных тарифов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения обществом порядка ценообразования установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. по делу в„– А70-5571/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройбизнес" на решение от 14.07.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 23.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-5571/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройбизнес" (625059, город Тюмень, улица Мелиораторов, 1, 3, 9, ОГРН 1027200808414, ИНН 7203084249) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная 58А, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Завод "Тюменьнефтегазстрой", общество с ограниченной ответственностью "Сибирский коммерческий центр".
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтестройбизнес" - Горчаков А.О. по доверенности от 17.11.2014;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Петрачук А.Ю. по доверенности от 11.01.2016.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нефтестройбизнес" (далее - общество, ООО "Нефтестройбизнес") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 11.02.2015 в„– К14/185-10 по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сибирский коммерческий центр" (далее - ООО "Сибирский коммерческий центр") и общество с ограниченной ответственностью "Завод "Тюменьнефтегазстрой" (далее - ООО "Завод "Тюменьнефтегазстрой").
Решением от 14.07.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Нефтестройбизнес" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению общества, признавая его субъектом естественных монополий, суды не учли, что оно является потребителем тепловой энергии; владение сетевым хозяйством само по себе не свидетельствует о наличии у него статуса теплоснабжающей организации.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о нарушении им порядка ценообразования в сфере теплоснабжения, поскольку взимаемая с контрагентов плата за эксплуатационное обслуживание тепловых сетей не отнесена к тарифам в сфере теплоснабжения, подлежащим государственному регулированию; ООО "Нефтестройбизнес" перевыставляло им плату по счетам, предъявленным теплоснабжающей организацией, исходя из количества потребленной тепловой энергии, каких-либо надбавок к установленным для теплоснабжающей организацией тарифам не применяло.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, приказом антимонопольного органа от 03.12.2014 в„– 928 в отношении общества возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения данного дела управление установило, что между ООО "Нефтьстройбизнес" и открытым акционерным обществом "Тепло Тюмени" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения от 27.08.2013 в„– Т-625024.
В свою очередь, общество осуществляет передачу тепловой энергии иным потребителям, не имеющим договоров с ресурсоснабжающей организацией, объекты которых присоединены к его тепловым сетям, - ООО "Сибирский коммерческий центр", ООО "Завод Тюменьнефтегазстрой".
Указанные лица на основании соответствующих договоров возмещали обществу коммунальные расходы за потребленную теплоэнергию по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации, а также эксплуатационные расходы, связанные с содержанием и техническим обслуживанием инженерных сетей и коммуникаций до границ раздела системы подачи тепла, размер которых определялся соглашением сторон.
Тарифы на оказываемые ООО "Нефтьстройбизнес" услуги в сфере теплоснабжения Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области не устанавливались.
Решением антимонопольного органа от 11.02.2015 в„– К14/185-10 ООО "Нефтьстройбизнес" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Управление пришло к выводу, что общество является субъектом естественных монополий и злоупотребляет доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей, нарушая установленный порядок ценообразования путем взимания платы на возмещение своих затрат по эксплуатации сетей в отсутствие утвержденных уполномоченным государственным органом тарифов на услуги в сфере теплоснабжения.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права, законные интересы ООО "Нефтьстройбизнес" в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (пункт 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Часть 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий услуги по передаче тепловой энергии.
В силу пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя представляет собой совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии; организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии, является теплосетевой; потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункты 9, 12 и 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Нефтестройбизнес" владеет тепловыми сетями, по которым передает полученную им от ресурсоснабжающей организации тепловую энергию ООО "Сибирский коммерческий центр", ООО "Завод Тюменьнефтегазстрой", взимая при этом с указанных лиц плату за потребленную ими тепловую энергию по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации, а также эксплуатационные расходы на содержание его сетей, размер которых определялся соглашением сторон.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с выводами антимонопольного органа о том, что общество фактически оказывает услуги по передаче тепловой энергии с использованием коммунальной инфраструктуры в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей и является субъектом естественной монополии; занимая доминирующее положение на указанном рынке, оно обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно части 3 статьи 7, части 1 статьи 8, части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении, подпункта "б" пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя подлежат государственному регулированию, устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что взимаемая обществом плата на возмещение эксплуатационных затрат фактически является составной частью тарифа на передачу тепловой энергии, довод о возможности определения размера такой платы соглашением сторон, является несостоятельным.
Таким образом, требование ООО "Нефтестройбизнес" возмещения понесенных им расходов, связанных с содержанием и техническим обслуживанием своих тепловых сетей, в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии нарушает установленный порядок ценообразования.
С учетом изложенного действия общества правомерно признаны антимонопольным органом злоупотреблением доминирующим положением и квалифицированы по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Поскольку оспариваемое решение управления соответствует действующему законодательству, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного им требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу повторяют позицию ООО "Нефтестройбизнес" по делу и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки доказательств, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Иное толкование обществом действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.07.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-5571/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------