Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2016 N Ф04-24103/2015 по делу N А75-632/2015
Обстоятельства: Определением производство по делу прекращено, поскольку к компетенции арбитражных судов не отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления в сфере теплоснабжения.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. по делу в„– А75-632/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" на определение о прекращении производства по делу от 26.11.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судьи Заболотин А.Н., Дроздов А.Н., Голубева Е.А.) по делу в„– А75-632/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (628415, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Григория Кукуевицкого, 1, 1, ИНН 8602060555, ОГРН 1028600584540) к администрации сельского поселения Нижнесортымский (628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок Нижнесортымский, переулок Таежный, 2, ИНН 8617022016, ОГРН 1058603874042) об оспаривании постановления от 17.10.2014 в„– 301.
В заседании принял участие председатель открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" - Суглобов Я.В. по доверенности от 01.01.2016.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации сельского поселения Нижнесортымский (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 17.10.2014 в„– 301 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории сельского поселения Нижнесортымский" (далее - постановление в„– 301) в части придания обществу статуса единой теплоснабжающей организации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (далее - предприятие).
Определением от 26.11.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение от 26.11.2015 и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Податель жалобы считает, что постановление в„– 301 не обладает признаками нормативного правового акта (официально не опубликовывалось; не содержит правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц и рассчитанных на неоднократное применение), в связи с чем может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и предприятие просят определение от 26.11.2015 оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением в„– 301 общество определено в качестве одной из единых теплоснабжающих организаций в системе теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский с зоной деятельности согласно Схемы теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский, утвержденной постановлением администрации от 01.08.2014 в„– 211.
Полагая, что указанное постановление в части придания обществу статуса единой теплоснабжающей организации не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлению Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 в„– 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 в„– 808, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, прекращая производство по делу, пришел к выводу, что постановление в„– 301 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления в сфере теплоснабжения, рассмотрение дел об оспаривании которых не отнесено к компетенции арбитражных судов.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятый по делу судебный акт без изменения, исходит из следующего.
Проанализировав положения пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 28 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении, арбитражный суд правомерно указал, что оспариваемое постановление принято администрацией на основании и в развитие вышеназванных норм в целях урегулирования возникающих в сфере теплоснабжения на территории сельского поселения Нижнесортымский правоотношений.
Наделение общества статусом единой теплоснабжающей организации в силу частей 2 и 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на него обязанности по обеспечению надежного и качественного теплоснабжения всех потребителей в границах зоны его деятельности, определенной схемой теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский, и предоставляет таким потребителям право требовать от общества заключения с ними договоров теплоснабжения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, как верно отмечено арбитражным судом, постановлением в„– 301 администрация фактически установила правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 в„– 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и принимая во внимание включение постановления в„– 301 в региональный регистр муниципальных нормативных правовых актов с присвоением номера государственной регистрации RU86044305201400106, арбитражный суд обоснованно признал оспариваемое постановление нормативным правовым актом.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с названным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В силу пункта 1 части 4 статьи 34 АПК РФ Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Поскольку рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения не отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (пункт 1 части 4 статьи 34 АПК РФ), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии установленного пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ основания для прекращения производства по делу.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении арбитражным судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

определение о прекращении производства по делу от 26.11.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу в„– А75-632/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------