Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2016 N Ф04-158/2016 по делу N А75-3443/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Муниципалитет признан нарушившим ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на право выполнения научно-исследовательской работы, предписано устранить нарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку разработка программы предполагает использование документов с грифом "Секретно", в связи с чем установление заказчиком в конкурсной документации требования о наличии у участников лицензии, выданной ФСБ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А75-3443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 15.07.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 26.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А75-3443/2015 по заявлению администрации города Нижневартовска (628602, город Нижневартовск, улица Таежная, 24, ОГРН 1028600965942, ИНН 8603032896) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, 12А, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "НэкстЭнерго".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Тихоненко Т.В.) в судебном заседании участвовала представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Капаклы А.Д. по доверенности от 12.01.2016.
Суд

установил:

администрация города Нижневартовска (далее - администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 19.03.2015 и предписания от 19.03.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НэкстЭнерго" (далее - ООО "НэкстЭнерго", общество).
Решением от 15.07.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 26.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и отказать администрации в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии у них выданной Федеральной службой безопасности (далее - ФСБ) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку конкурсная документация не содержала информацию о расположении на территории города Нижневартовска головных сооружений водопровода или водоводах, их питающих, а также сведения о передаче исполнителю для выполнения работ топографической основы города.
Лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 на официальном сайте опубликовано извещение в„– 0187300001215000014 о проведении открытого конкурса на право выполнения научно-исследовательской работы "Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования города Нижневартовск на период до 2031 года" (далее - конкурс).
Решением антимонопольного органа от 19.03.2015 жалоба ООО "НэкстЭнерго" на действия заказчика при проведении конкурса признана частично обоснованной, администрация - нарушившей часть 6 статьи 31 Федерального закона в„– 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ).
На основании указанного решения выдано предписание об устранении нарушений Закона в„– 44-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной исходили из правомерности установления заказчиком в конкурсной документации требования о наличии у участников действующей лицензии, выданной ФСБ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в качестве единого требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ).
Статьей 27 Федерального закона от 21.07.1993 в„– 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон в„– 5485-1) предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 в„– 1203 (далее - Перечень).
Исследовав и оценив в порядке статей 71, 268 АПК РФ имеющиеся в материалах доказательства, суды двух инстанций установили, что в рассматриваемом случае объектом закупки являлась работы по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Нижневартовск на период до 2031 года (далее - Программа).
Согласно пунктам 2.7, 2.8 Технического задания конкурсной документации для разработки Программы в качестве исходных данных используются документы территориального планирования и документация по планировке территории муниципального образования.
Исходными данными для выполнения работ являются характеристики существующих систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Нижневартовск, в том числе по водоснабжению: количество подземных источников водоснабжения (скважин), количество поверхностных источников водоснабжения (водозабор), протяженность муниципальных сетей (подпункт 3.2.4 раздела 3 Технического задания).
Из Технического задания следует, что результат выполнения работ должен содержать разработанную Программу и перспективные схемы системы коммунальной инфраструктуры города. Документация представляется в текстовой и графической частях
Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, а также сведения, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности пунктами 42.1 и 60 Перечня отнесены к государственной тайне.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 9, 13 раздела 3.1.5 "Градостроительные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 в„– 150, суды обоснованно указали, что разработка Программы предполагает использование документов с грифом "Секретно", а результаты работ будут содержать сведения, отнесенные к государственной тайне.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно признали законным установление заказчиком в конкурсной документации требования о наличии у участников действующей лицензии, выданной ФСБ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии в действиях администрации нарушений части 6 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию антимонопольного органа по делу, по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.07.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 26.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-3443/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------