Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2016 N Ф04-4544/2016 по делу N А27-19530/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа в сфере государственной статистики по формированию и распространению недостоверных данных об объеме продовольственных товаров, реализованных за финансовый год по городскому округу, обязании направить в антимонопольный орган информацию о недостоверности данных.
Обстоятельства: На основании оспариваемых данных антимонопольный орган обратился в суд с исками о признании недействительными заключенных обществом договоров аренды и применении последствий ничтожности сделок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый расчет признан достоверным, сформированным на основании законодательства и не нарушающим права общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А27-19530/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1" на постановление от 07.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Марченко Н.В., Сбитнев А.Ю.) по делу в„– А27-19530/2015 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Мерзликина, 5, ИНН 2225074005, ОГРН 1052242262478) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, Кузнецкий проспект, 25, ИНН 4205078005, ОГРН 1054205004600) о признании незаконными действий.
В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1" - Мурашов Р.С. (доверенность от 25.10.2016), от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Абрамова А.Ю. (доверенность от 20.06.2016).
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (далее - ООО "Розница К-1", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее - Территориальный орган Росстата), выразившихся в определении (формировании) и распространении изложенных в письме от 25.06.2015 в„– 03-130/261 недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. рублей и о возложении на Территориальный орган Росстата обязанности направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) информацию о недостоверности данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. рублей.
Решением от 29.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) признаны незаконными оспариваемые заявителем действия Территориального органа Росстата, выразившиеся в определении (формировании) и распространении (письмо от 25.06.2015. в„– 03-130/261) недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, в размере 5 553 343 тыс.руб.
Постановлением от 07.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Розница К-1", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов этого суда фактическим обстоятельствам, просит отменить постановление от 07.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 29.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области.
При этом заявитель указывает, что у ООО "Розница К-1" имеются сомнения в достоверности расчета оборота розничной торговли продовольственными товарами по Междуреченскому городскому округу, в связи с этим Территориальный орган Росстата должен в соответствии со статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать соответствие своих действий нормативным документам и правильность проведенных им расчетов, представив суду для проверки 199 первичных форм федерального статистического наблюдения, которые согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальный орган Росстата, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемое заявителем постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Территориальным органом Росстата направлено в антимонопольный орган письмо от 25.06.2015 в„– 03-130/261, содержащее сведения о том, что объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу, составил 5 553 343 тыс. руб.
На основании указанных данных управление обратилось в суд с исковыми заявлениями о признании недействительными и применении последствий ничтожности договоров аренды, заключенных между ООО "Розница К-1", обществом с ограниченной ответственностью "Междуреченскторг" и обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ Мария-Ра".
Полагая, что расчет оборота розничной торговли продовольственными товарами по Междуреченскому городскому округу является недостоверным, ООО "Розница К-1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление Территориальным органом Росстата объема продовольственных товаров, реализованных в 2013 году по Междуреченскому городскому округу, в размере 5 553 343 тыс. руб. в отсутствие в материалах дела документального подтверждения этого расчета первичными формами федерального статистического наблюдения, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности ООО "Розница К-1" в виде невозможности осуществлять торговлю в магазинах сети "Мария-Ра" и нарушает права общества свободно и беспрепятственно реализовывать свои права на осуществление предпринимательской деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 в„– 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета, которыми согласно пункту 4 статьи 2 названного Закона являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 в„– 420, Росстат представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию пользователям.
Из содержания статьи 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ (далее - Закон в„– 381-ФЗ) следует, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 в„– 305 (далее - Постановление в„– 305) утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством реализации торговой сети, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2 Постановления в„– 305 информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении, размещается Федеральной службой государственной статистики ее территориальным органом) на официальном сайте в сети Интернет, до 01 мая года, следующего за отчетным.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что официальная статистическая информация сформирована Территориальным органом Росстата в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением в„– 305, расчетным методом, как результат деятельности субъектов торговли, находящихся на территории муниципального образования с использованием данных текущих обследований по формам федерального статистического наблюдения, с учетом результатов деятельности, как организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (в объеме 2 420 573 тыс. руб., пункт 8 Методики), так и малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле (3 081 849 тыс. руб., пункт 9 Методики), а также физических лиц, торгующих на розничных рынках и ярмарках (50 921 тыс. руб., пункт 10 Методики), с учетом не включения дорасчета оборота розничной торговли продовольственными товарами торгующих организаций на объем скрытой деятельности, который характеризует величину занижения оборота отчитывающимися организациями в целях уклонения от уплаты налогов, выполнения установленных законом норм и стандартов, в целях ухода от отчислений на социальные цели и иные цели (выполнение определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм).
Вместе с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что для проверки достоверности общего оборота розничной торговли продовольственными товарами на территории Междуреченского городского округа, определенного в размере 5 553 343 тыс. руб., необходимо установить наличие или отсутствие у Территориального органа Росстата специализированных и унифицированных форм (применяемых при формировании оборота розничной торговли продовольственными товарами (указанные в пунктах 8, 9 Методики); соблюдение при получении указанных специализированных и унифицированных форм требований к их получению, установленных нормативными актами; использование указанных специализированных и унифицированных форм при определении общего оборота розничной торговли продовольственными товарами на территории Междуреченского городского округа; проверить наличие ошибок в расчетах.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1.33.50.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 в„– 671-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.07.2010 в„– 1280-р), Территориальным органом Росстата ежегодно осуществляется расчет объема всех реализованных населению продовольственных товаров в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год по Методике, утвержденной Постановлением в„– 305.
Согласно пункту 4 Методики формирование оборота розничной торговли продовольственными товарами по хозяйствующим субъектам, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется на основе прямого свода данных федерального статистического наблюдения, проводимого в отношении этих хозяйствующих субъектов путем ежемесячных обследований.
Обследование производится путем сбора информации по форме П-1 федерального статистического наблюдения, утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.10.2009 в„– 226 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий, неполной занятостью и движением работников".
Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 в„– 620, установлен порядок сбора статистической информации органами статистического учета.
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий: формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 в„– 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".
Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 статьи 9 Закона в„– 282-ФЗ Территориальный орган Росстата гарантирует отчитывающимся субъектам обеспечение конфиденциальности полученных от них данных, содержащихся в формах государственной статистической отчетности.
Субъектами официального статистического учета предоставляется официальная статистическая информация Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, что является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии. Официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.
В представленных суду пояснениях Территориальный орган Росстата обосновал порядок применения Методики с указанием примененной схемы расчета оборота розничной торговли продовольственными товарами с учетом форм федерального статистического наблюдения.
Письмом Росстата от 04.03.2016 в„– А12-156/1069-ТО, признанного судом апелляционной инстанции соответствующим требованиям статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости и достоверности доказательств, подтверждено, что объем всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому округу, является достоверным, сформирован на основании Федеральных законов, Постановлений и Распоряжений Правительства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке форм федеральных статистических наблюдений и составляет 5 553,3 миллионов руб.
При таких обстоятельствах, руководствуясь названными нормативными правовыми актами, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, оспариваемая заявителем информация об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому округу, не нарушает прав и законных интересов ООО "Розница К-1" и обоснованного отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Принимая во внимание, что выводы суда апелляционной инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого заявителем судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 07.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-19530/2015 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------