Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2016 N Ф04-4487/2016 по делу N А75-12107/2015
Требование: О взыскании долга по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Обстоятельства: Муниципалитет начислил арендную плату, исходя из ставки 14 процентов кадастровой стоимости участка, утвержденной решением представительного органа местного самоуправления, признанным утратившим силу по протесту прокуратуры. Общество при расчете арендных платежей исходило из ставки 7 процентов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку участок относится к землям, собственность на которые не разграничена, прокуратура выводы о незаконности решения основывала на Постановлении Правительства РФ "Об основных принципах определения арендной платы...", которое к данным участкам не применяется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. по делу в„– А75-12107/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 (судья Зубакина О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А75-12107/2015 по иску муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)" (678144, Республика Саха (Якутия), улус Ленский, г. Ленск, ул. Ленина, 65, ИНН 1414010710, ОГРН 1041400598766) к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (628415, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, 1, ИНН 8602060555, ОГРН 1028600584540) о взыскании 195 710,67 рублей.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" Меркушева М.В. по доверенности от 01.01.2015 в„– 2422-Д.
Суд

установил:

муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)" (далее - комитет) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") о взыскании 195 710,67 рублей задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 03.04.2014 в„– 102 (далее - договор).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Заявитель считает обжалуемые судебные акты необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.
Комитет указывает, что Районный Совет депутатов в своем решении от 23.04.2015 в„– 4-4 признал утратившим силу решение Сессии Районного Совета депутатов от 22.04.2014 в„– 11-8 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - решение в„– 11-8), но не признал его неправомочность и необоснованность. При этом Районный Совет депутатов не обязал истца сделать перерасчет арендной платы за 2014 год, в связи с чем считает необоснованным вывод о неприменении решения в„– 11-8 для целей расчета арендной платы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Сургутнефтегаз" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене.
Из материалов дела видно, что между комитетом (арендодатель) и ОАО "Сургутнефтегаз" (арендатор) в редакции протокола разногласий заключен договор.
По условиям договора истец предоставил в аренду ответчику земельный участок из земель населенных пунктов площадью 13 100 кв. м, кадастровый номер 14:14:020001:78, расположенный в Республике Саха (Якутия), Ленский р-н, п. Витим, базы производственного обслуживания ОАО "Сургутнефтегаз".
Согласно пункту 1.2 договора участок предоставлен с видом разрешенного использования: "Пункт контрольно-пропускной. Район баз производственного обслуживания в п. Витим" (автостоянка и дорога автомобильная от КПП к зданию пункта межсменного персонала).
Разделом 3 договора определены размер, сроки и порядок внесения арендной платы.
Договор заключен на период с 03.04.2014 по 31.12.2045 (пункт 2.1 договора).
Истец за 2 полугодие 2014 года начислил арендную плату исходя из ставок, утвержденных решением в„– 11-8, где для 9-го вида разрешенного использования земельного участка установлена ставка в размере 14% от кадастровой стоимости, а за 1 полугодие 2014 года - из ставок, утвержденных решением Районного Совета муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия) от 06.03.2009 в„– 7-5 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые на разграничена, находящиеся на территории поселений Ленского района, на межселенных территориях муниципального образования "Ленский район", и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Ленский район" (далее - решение в„– 7-5) в размере 7% от кадастровой стоимости.
Ответчик произвел перечисление арендных платежей по договору платежными поручениями от 07.07.2014 в„– 11554, от 24.07.2014 в„– 12840, от 21.10.2014 в„– 18404, письмом от 22.07.2014 в„– 23-09-000737/14 проведен зачет на сумму 10 506,99 рублей.
Оплачивая арендные платежи в 2014 году, ответчик исходил из ставки, равной 7% от кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка, утвержденной решением в„– 7-5.
Полагая, что у арендатора имеется задолженность по арендной плате за 2014 год, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения. Пришли к выводу о неправомерном применении истцом базовой ставки арендной платы, установленной решением в„– 11-8, при расчете арендной платы за 2 полугодие 2014 года, указав при этом, что в рассматриваемом случае арендная плата за весь 2014 год подлежит исчислению в соответствии с положениями решения в„– 7-5.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает, что выводы судебных инстанций сделаны с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
По пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно материалам дела, решение в„– 11-8 признано утратившим силу решением Районного Совета депутатов от 23.04.2015 в„– 4-4 в связи с вынесенным прокуратурой Ленского района Республики Саха (Якутия) протестом от 29.01.2015 в„– 3-0042ж-15, которым предписывалось отменить решение в„– 11-8 как незаконное.
Как следует из буквального содержания названного протеста, прокуратура выводы о незаконности решения в„– 11-8 основывала на Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 582).
Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях: от 04.02.2016 в„– 306-ЭС15-13535 по делу в„– А12-34176/2014; от 30.12.2015 в„– 301-ЭС15-11204 по делу в„– А38-3137/2014, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, положения Постановления в„– 582 не применяются к спорам, возникшим в отношении земельных участков, относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей в спорный период) общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период).
Во исполнение требований статьи 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации и принято Постановление в„– 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ, действующими в спорный период, было установлено разграничение компетенции по определению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель находящихся в федеральной собственности.
При этом, как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением в„– 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Следовательно, установленные Постановлением в„– 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, при этом действие названных Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Настоящий спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, в связи с этим положения Постановления в„– 582 в данном случае применению не подлежат.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель регулирует Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-3 в„– 673-IV (далее - ЗК РС (Я)).
Согласно пункту 4 статьи 12 ЗК РС (Я) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия).
В статье 13 ЗК РС (Я) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Пунктами 5, 7 части 1 статьи 13 ЗК РС (Я) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований; установление порядка определения размера арендной плат за земли, порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности соответствующего муниципального образования.
Частью 2 статьи 13 ЗК РС (Я) предусмотрено, что кроме указанных в части 1 настоящей статьи полномочий к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относится установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26 в пункте 2 прямо предусмотрено, что с 01.01.2008 утверждение в установленном порядке соответствующих базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено на органы местного самоуправления.
В связи с этим, суд кассационной инстанции отклоняет доводы общества о том, что у комитета отсутствовали полномочия на применение при расчете арендной платы ставок, утвержденных решением в„– 11-8, со ссылкой на то обстоятельство, что данные ставки противоречат положениям Постановления в„– 582.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что комитет правомерно при расчете подлежащей взысканию арендной платы за 2 полугодие 2014 года руководствовался положениями решения в„– 11-8, действующего в спорный период, и которым ставка арендной платы в отношении рассматриваемого земельного участка установлена в размере 14%.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает правомерным произведенный комитетом расчет по арендной плате по договору за 2 полугодие 2014 года, согласно которому сумма арендной платы составила 391 421,45 рубль.
Из материалов дела следует, что арендная плата за 1 полугодие 2014 года была рассчитана комитетом исходя из ставок, утвержденных решением в„– 7-5 в размере 7% от кадастровой стоимости и составила 153 306,68 рублей.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, а также учитывая отсутствие со стороны общества каких-либо возражений относительно применения положений решения в„– 7-5 при расчете арендной платы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерности исчисления комитетом размера арендной платы за 1 полугодие 2014 года исходя из ставок арендной платы, установленных решением в„– 7-5 (в рассматриваемом случае в размере 7% от кадастровой стоимости), и признает обоснованным расчет истца и в данной части.
Согласно материалам дела, обществом по рассматриваемому договору была оплачена арендная плата в размере 349 017,46 рублей.
Исходя из того, что отсутствуют доказательства оплаты ОАО "Сургутнефтегаз" задолженности по арендной плате по договору за 2014 год в размере 195 710,67 рублей с него в пользу комитета подлежит взысканию указанная сумма.
При таких обстоятельствах на основании пункта 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, принятия нового решения об удовлетворении исковых требований комитета.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 в„– 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ в„– 46).
По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении (пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ в„– 46).
На основании изложенного, учитывая подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и то, что комитет был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета 6 871,32 рубль государственной пошлины по иску.
Подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет 3 000 рублей.
Судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 6 000 рублей также подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ следует выдать исполнительный лист.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 по делу в„– А75-12107/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" в пользу муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)" 195 710,67 рублей задолженности по арендной плате за 2014 год по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 03.04.2014 в„– 102.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" в доход федерального бюджета 6 871,32 рубль государственной пошлины по иску, 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе и 3 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ


------------------------------------------------------------------