Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.10.2016 N Ф04-4244/2016 по делу N А75-14842/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование лесов и обязании выдать испрашиваемое разрешение на использование земель, находящихся в государственной собственности, в целях выполнения капитального ремонта объекта.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что выдача разрешения на использование лесов для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявление подано в соответствии с требованиями административного регламента с предоставлением всех необходимых документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу в„– А75-14842/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Департамента природных ресурсов несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 (судья Федоров А.Е.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А75-14842/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" (628616, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Омская, д. 1, ИНН 8603138733, ОГРН 1068603070502) к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина-Горкавича, д. 1, ИНН 8601030798, ОГРН 1078601000103) о признании незаконным отказа.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" Кокорева В.А. по доверенности от 28.09.2015 в„– 53.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" (далее - ООО "Белозерный ГПК", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование лесов, оформленного письмом от 21.08.2015, а также об обязании департамента выдать испрашиваемое разрешение на использование земель, находящихся в государственной собственности в целях выполнения капитального ремонта объекта.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 отменено. Вынесен по делу новый судебный акт. Заявленные ООО "Белозерный ГПК" требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в выдаче разрешения на использование лесов, оформленный письмом от 21.08.2015. Суд обязал департамент выдать разрешение обществу на использование земель, находящихся в государственной собственности в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L-37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК-136+10, ПК-137+50, ПК-140".
Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Заявитель полагает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права.
Департамент указывает, что Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрен порядок использования лесов, земель лесного фонда для использования трубопроводов и других линейных объектов. Несмотря на то, что апелляционный суд в постановлении ссылается на положения статей 9, 21, 45 ЛК РФ, он не применил специальные нормы ЛК РФ.
Заявитель считает, что апелляционным судом не учтено то, что согласно пункту 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 10.06.2011 в„– 223 на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов, обязательным приложением к такому проекту является правоустанавливающий документ (договор аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование) на земельный участок, а разрешение на использование земель таковым не является. Таким образом, использования истцом лесного участка без проекта освоения лесов будет является нарушением закона.
Департамент отмечает, что апелляционный суд применил положения постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 в„– 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", неподлежащие применению к данным правоотношениям.
По его мнению, использование земель или земельных участков может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при проведении капитального или текущего ремонта линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Белозерный ГПК" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Белозерный ГПК" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что 11.08.2015 общество обратилось в департамент с заявлением в„– 350 с просьбой о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-12, L-37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК-136+10, ПК-137+50, ПК-140".
В ответ на обращение от 11.08.2015 в„– 350 департамент письмом сообщил, что выдача разрешения на использование лесов для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством и в выдаче разрешения отказал.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы апелляционного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В указанный перечень, в том числе включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 в„– 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), при этом в заявлении, согласно пункту 3 Порядка, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность - в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;
ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ).
По пункту 4 Порядка в качестве необходимых документов к заявлению прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).
Указанные требования нашли свое отражение также в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 в„– 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В соответствии с частью 9 "Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Как правомерно отметил апелляционный суд, указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Апелляционный суд правильно указал, что ООО "Белозерный ГПК" было подано заявление в соответствии с требованиями административного регламента предоставления департаментом муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В заявлении были указаны цели использования земель или земельного участка и объекты, предполагаемые к размещению, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
К заявлению ООО "Белозерный ГПК" были приложены: копия паспорта представителя общества по доверенности, копия доверенности представителя от 07.08.2015, копия свидетельства о государственной регистрации права, схема границ испрашиваемых земельных участков, каталог координат поворотных точек, границы испрашиваемых земельных участков в электронном виде.
Доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пользовании иных лиц департаментом в материалы дела представлено не было.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку обществом требования, предъявляемые к получению разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выполнены в полном объеме, у департамента отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.
Апелляционный суд правильно отметил, что указание в качестве основания для отказа на то, что выдача разрешения на использование лесов для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством, является неправомерным.
Так, пунктом 1 статьи 24 ЛК РФ предусмотрено использование лесов с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Таким образом, как обоснованно отметил апелляционный суд, ЛК РФ допускает использование лесов без предоставления лесных участков.
Статья 21 ЛК РФ предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно пункту 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Между тем, как обоснованно указал апелляционный суд, положениями ЗК РФ, в том числе пунктом 6 части 1 статьи 39.33, части 3 статьи 39.34 ЗК РФ, а также принятым во их исполнение "Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" от 03.12.2014 в„– 1300 в качестве объектов предусмотрены, в том числе: подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Следовательно, положения Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов (статья 39.34 ЗК РФ) без оформления прав на земельный участок.
Апелляционный суд сделал правомерный вывод о том, что при таких обстоятельствах, у департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на использование лесов в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L- 37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК- 136+10, ПК-137+50, ПК-140".
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие доказательств наличия установленных земельным законодательством оснований для отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемых земель в порядке статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, нарушения прав заявителя обжалуемым отказом, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования на основании статей 198 - 201 АПК РФ с обязанием уполномоченного органа выдать разрешение на использование лесов в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L- 37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК- 136+10, ПК-137+50, ПК-140".
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии постановления апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы, меры, принятые определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.09.2016 по приостановлению исполнения постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по настоящему делу, подлежат отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу в„– А75-14842/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры, принятые определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.09.2016 по приостановлению исполнения постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу в„– А75-14842/2015, отменить.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------