Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2016 N Ф04-5736/2016 по делу N А27-10295/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, признано нарушившим ФЗ "О защите конкуренции", предписанием на общество возложена обязанность направить в адрес гражданина технические условия на подключение к системе теплоснабжения строящегося жилого дома.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отказ общества в выдаче технических условий на подключение дома к сетям теплоснабжения обусловлен отсутствием тепловых сетей в месте его расположения, дефицитом пропускной способности тепловых сетей, отсутствием утвержденной схемы теплоснабжения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А27-10295/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение от 13.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 19.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.)
по делу в„– А27-10295/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания" (650000, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 30, ИНН 4205243202, ОГРН 1122224002328) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании недействительными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: Фризен Светлана Николаевна, Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ерохин А.В.) в заседании участвовали представители: от открытого акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания" Макшанкина О.Г. по доверенности от 14.07.2016 и Борщенко П.А. по доверенности от 21.10.2015, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Ананьева Г.Н. по доверенности от 20.04.2016 и Моисеева Т.Ю. по доверенности от 25.03.2016.
Суд

установил:

Открытое акционерное общество "Кемеровская теплосетевая компания" (далее - ОАО "Кемеровская теплосетевая компания", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 15.05.2015 и предписания от 15.05.2015 по делу в„– 104/А-10-2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фризен Светлана Николаевна; в качестве заинтересованного лица - Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Сибирское управление Ростехнадзора).
Решением от 13.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При этом антимонопольный орган не согласен с выводами судов о правомерном отказе ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" в выдаче Фризен С.Н. технических условий на подключение ее жилого дома к тепловым сетям.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кемеровская теплосетевая компания", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые управлением судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" является субъектом естественной монополии на рынке по поставке тепловой энергии и занимает доминирующие положение на рынке передачи тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями общества в г. Кемерово.
По результатам рассмотрения заявления Фризен С.Н. об отказе ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" в выдаче технических условий на подключение ее жилого дома к тепловым сетям антимонопольным органом вынесено решение от 15.05.2015 по делу в„– 104/А-10-2014, которым общество признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
С целью устранения указанного нарушения управлением вынесено предписание от 15.05.2015, которым на общество возложена обязанность в десятидневный срок с момента получения этого предписания направить в адрес Фризен С.Н. технические условия на подключение к системе теплоснабжения строящегося жилого дома, находящегося по адресу: г. Кемерово, пер. Щегловский, 27 (далее - спорный дом).
ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительными названных ненормативным правовых актов, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе согласно пункту 5 части 1 данной статьи экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 данного закона.
Из содержания статьи 14 Закона о теплоснабжении следует, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее (в схему теплоснабжения) мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства.
Пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 в„– 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее - Правила в„– 307).
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83 (далее - Правила в„– 83).
Из содержания пункта 9 Правил в„– 83 следует, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 13 Правил в„– 83 предусмотрено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 23 Закона о теплоснабжении развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Обязательным критерием принятия решения в отношении развития системы теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения потребителей; минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации.
Полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, том числе экспертное заключение от 12.01.2016 в„– 001-01-16, не опровергнутое Сибирским управлением Ростехнадзора, суды первой и апелляционной инстанций установили, что отказ заявителя в выдаче Фризен С.Н. технических условий на подключение ее жилого дома к сетям теплоснабжения обусловлен отсутствием тепловых сетей в месте расположения спорного жилого дома, дефицитом пропускной способности тепловых сетей ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" и отсутствием утвержденной схемы теплоснабжения г. Кемерово.
На момент приобретения земельного участка и осуществления строительства дома, Фризен С.Н. была осведомлена об отсутствии централизованного теплоснабжения частного сектора данного микрорайона.
В связи с тем, что объект капитального строительства Фризен С.Н. не может находиться в радиусе эффективного теплоснабжения источников централизованного теплоснабжения, при согласовании градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка, не предусматривалось централизованное теплоснабжение спорного жилого дома, поэтому технические условия были выданы на газификацию, водоснабжение и электроснабжение.
При таких обстоятельствах, руководствуясь упомянутыми нормативными правовыми актами, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" признаков вмененного управлением нарушения антимонопольного законодательства и правомерно удовлетворили требования заявителя.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, а доводы управления направлены на переоценку выводов двух судебных инстанций, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-10295/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------