Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.12.2016 N Ф04-5475/2016 по делу N А27-24361/2015
Требование: Об оспаривании отказа в государственной регистрации права на участок.
Обстоятельства: Регистрирующий орган указал, что заявитель не представил документы о возникновении права федеральной собственности на участок, кроме того, расположенный на участке объект недвижимого имущества принадлежит иному лицу.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представлены необходимые документы, при отчуждении торгового центра участок остался в собственности РФ, учитывая нахождение на нем изначально федерального объекта, право собственности РФ на земельный участок возникло в силу закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2016 г. по делу в„– А27-24361/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.06.2016 (судья Ходякова О.С.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 (судьи Павлюк Т.В., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.) по делу в„– А27-24361/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Октябрьский, д. 3, копр. Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на земельный участок и обязании устранить нарушения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Успех Агро".
Суд

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 42:18:0114006:171, общей площадью 1 689 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, Яйский район, п. Красная горка.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Успех Агро" (далее - ООО "Успех Агро").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.06.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что судами неправильно применены нормы материального права, их выводы не соответствуют изложенным в судебных актах обстоятельствам дела.
По мнению Управления Росреестра, вывод судебных инстанций о том, что право федеральной собственности на земельный участок возникло в силу закона, является необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 19.11.2015, на торговый центр площадью 599,6 кв. м, расположенный по адресу: Кемеровская область, Яйский район, п. Красная горка 25.06.2010 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а 13.05.2013 право хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия "Профдезинфекция" (далее - ГУП "Профдезинфекция").
В дальнейшем данный торговый центр приобретен физическим лицом на основании договора купли-продажи от 16.09.2013 в„– 8, заключенного по результатам торгов в рамках процедуры ликвидации ГУП "Профдезинфекция" (дело в„– А27-16862/2012) (переход права зарегистрирован 16.10.2013).
Впоследствии на указанный объект недвижимости 27.11.2013 зарегистрирован переход права собственности другого физического лица.
С 02.03.2015 и по настоящее время правообладателем объекта является ООО "Успех Агро".
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 42:18:0114006:171, площадью 1 689 кв. м, с разрешенным использованием "для нужд промышленности и иного назначения".
Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:18:0114006:171.
Сообщением от 24.09.2015 в„– 42/101/099/2015-186 Управление Росреестра уведомило Территориальное управление об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие или возникновение права федеральной собственности на земельный участок.
Управление Росреестра также сообщило, что согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, а также сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенный на земельном участке объект недвижимого имущества принадлежит иному лицу.
Территориальное управление, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из того, что заявителем в регистрирующий орган с заявлением были представлены все необходимые документы, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 Закона в„– 122-ФЗ определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 9 Закона в„– 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 Закона в„– 122-ФЗ основанием для государственной регистрации возникновения права собственности являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, если иное не установлено федеральным законом. При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны (статья 16 Закона в„– 122-ФЗ).
В статье 13 Закона в„– 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие названного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из пункта 2 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, основанием для отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: не представлены документы, подтверждающие факт нахождения на земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, а также не представлены документы, подтверждающие факт предоставления вышеуказанных земельных участков на каком-либо праве органам, учреждениям, организациям, приведенным в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен один из принципов земельного законодательства - разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 ЗК РФ к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности (статьи 18, 19 ЗК РФ).
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Пунктами 2, 3 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.
В статье 30.1 Закона в„– 122-ФЗ определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Установленный законом заявительный характер государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, требование о необходимости подачи заявления о государственной регистрации прав сохраняется и для случаев государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 1 данной статьи в таком заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности Российской Федерации, на соответствующий земельный участок.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно пункту 3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404, в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию предоставляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право федеральной собственности и право хозяйственного ведения на торговый центр, расположенный на спорном земельном участке.
ГУП "Профдезинфекция" продало торговый центр на основании договора купли-продажи от 16.09.2013 в„– 8, заключенного по результатам торгов в рамках процедуры ликвидации.
В силу пункта 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Между тем, как обоснованно указали судебные инстанции, договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.09.2013 в„– 8 не содержит условия о передаче покупателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:18:0114006:171 как предмета договора, при этом торги по продаже торгового центра и заключенного по их результатам договора купли-продажи в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ГУП "Профдезинфекция" не является собственником земельного участка, следовательно, оно не могло распорядиться им при продаже торгового центра. В рамках дела в„– А27-10048/2015 Территориальному управлению отказано в удовлетворении исковых требований об истребовании из чужого незаконного владения ООО "Успех Агро" объектов недвижимости, в том числе торгового центра.
Таким образом, как правомерно посчитали судебные инстанции, при отчуждении торгового центра, земельный участок остался в собственности Российской Федерации. Учитывая нахождение на спорном участке изначально объекта федеральной собственности, право федеральной собственности на земельный участок возникло в силу закона. Иного заинтересованным лицом не доказано.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая изложенное, исходя из того, что действия Управления Росреестра не соответствовали закону и нарушали права Территориального управления суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.06.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу в„– А27-24361/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ


------------------------------------------------------------------