Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2016 N Ф04-5470/2016 по делу N А70-3069/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ за неисполнение обществом обязанности по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках контракта на выполнение капитального ремонта авиационных двигателей.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения, при осуществлении ремонта авиационных двигателей разной степени износа требуется индивидуальный расчет затрат на ремонт каждого из них, составляется отдельная дефектная ведомость, уполномоченным органом не допущены процессуальные нарушения при привлечении к ответственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. по делу в„– А70-3069/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Тюменские моторостроители" на решение от 25.05.2016 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 10.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А70-3069/2016 по заявлению акционерного общества "Тюменские моторостроители" (625007, Тюменская область, город Тюмень, площадь Владимира Хуторянского, ИНН 7203001556, ОГРН 1027200781541) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (620014, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Московская, 11, 214, ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества "Тюменские моторостроители" - Ганченко М.В. по доверенности от 31.10.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Никитин А.А. по доверенности от 17.10.2016, Хоменко А.В. по доверенности от 15.04.2016.
Суд

установил:

акционерное общество "Тюменские моторостроители" (с учетом изменения организационно-правовой формы - публичное акционерное общество, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 03.03.2016 в„– 5-АД-ГОЗ/2016 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 25.05.2016 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит решение от 25.05.2016 и постановление от 10.08.2016 отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества отсутствует событие вменяемого ему правонарушения.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управлением совместно с прокуратурой Тюменской области в период с 19.10.2015 по 21.12.2015 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 29.12.2012 в„– 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон в„– 275-ФЗ).
В ходе указанной проверки антимонопольным органом установлено, что обществом в нарушение пунктов 2, 3, 4 Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 в„– 47 (далее - Правила в„– 47) и подпункта 16 пункта 2 статьи 8 Закона в„– 275-ФЗ не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках контракта на выполнение капитального ремонта авиационных двигателей РУ19А-300 от 21.02.2014 в„– 428Д (далее - контракт от 21.02.2014), заключенного с открытым акционерным обществом "308 авиационный ремонтный завод" (далее - ОАО "308 АРЗ") во исполнение государственных контрактов от 27.08.2013 в„– в„– Р/4/2/21-13-ДОГОЗ, Р/4/1/6-13-ДОГОЗ в рамках контрактов между ОАО "308 АРЗ" и открытым акционерным обществом "ОАК" от 20.02.2014 в„– в„– 62-538-01/14, 65-538-01/14.
По факту выявленного нарушения должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении от 21.02.2016 и вынесено постановление от 03.03.2016 по делу в„– 5-АД-ГОЗ/2016 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия состава административного правонарушения в деянии общества и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 15.37 КоАП РФ неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона в„– 275-ФЗ головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Пунктом 4 статьи 3 Закона в„– 275-ФЗ установлено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Согласно пункту 16 части 2 статьи 8 Закона в„– 275-ФЗ исполнитель обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществлении головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту (подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Закона в„– 275-ФЗ).
Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу (пунктом 1 Правил в„– 47).
Пунктом 2 Правил в„– 47 установлено, что первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.
Согласно пункту 3 Правил в„– 47 фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке:
- прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;
- накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно - управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией;
- коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.
В соответствии с пунктом 4 Правил в„– 47 финансовый результат определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе (ценой реализации), и фактическими затратами, исчисленными согласно пункту 3 названных Правил.
Таким образом, при осуществлении ремонта авиационных двигателей РУ19А-300 разной степени износа требуется индивидуальный расчет затрат (материалов, трудоемкости, комплектующих и т.д.) на ремонт каждого из них, для определения затрат на ремонт каждого двигателя составляется отдельная дефектная ведомость в которой определяется объем и виды работ, которые необходимо произвести с конкретным двигателем.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом в ходе исполнения контракта от 21.02.2014 в нарушение Закона в„– 275-ФЗ и Правил не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Поскольку обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности для соблюдения действующего законодательства и правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 15.37 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения не выявлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административной комиссии является правомерным.
Возражения общества об отсутствии в его деянии события вменяемого ему административного правонарушения направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.05.2016 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-3069/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------