Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.12.2016 N Ф04-5834/2016 по делу N А46-1738/2016
Требование: О взыскании долга по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафа.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда РФ установил, что учреждением занижена база для начисления страховых взносов на суммы выплат молодым специалистам, среднего заработка за дополнительные выходные дни работникам для ухода за детьми-инвалидами, на выплаты, не принятые к зачету Фондом социального страхования РФ, выставлено требование об уплате недоимки. Учреждением долг погашен частично.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждение правомерно не включило в облагаемую страховыми взносами базу выплаты молодым специалистам, перечисленные в рамках государственной социальной поддержки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. по делу в„– А46-1738/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области на решение от 30.05.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 31.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу в„– А46-1738/2016 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области (646530, Омская область, Тарский район, г. Тара, ул. Дзержинского, 7, ОГРН 1025502011864, ИНН 5535005889) к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" (646536, Омская область, Тарский район, г. Тара, ул. Советская, 75, ОГРН 1025502013602, ИНН 5535002990) о взыскании задолженности.
Суд

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тарская центральная больница" (далее - Учреждение) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, соответствующих сумм пени, штрафа, в общей сумме 333 081, 84 руб.
Решением от 30.05.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Пенсионного фонда обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Учреждение представило возражения на кассационную жалобу, в которых считает доводы Управления Пенсионного фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, возражений на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Управлением Пенсионного фонда проведена в отношении Учреждения плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт от 27.05.2015 в„– 8.
В ходе проверки установлено, что Учреждением занижена база для начисления страховых взносов за период 2012-2014 годы в общем размере 1 124 573,20 руб. в том числе:
- единовременных и ежемесячных денежных выплат молодым специалистам-работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области;
- выплат среднего заработка работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами;
- сумм начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету Филиалом в„– 3 Государственного учреждения Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Управлением Пенсионного фонда принято решение от 07.07.2015 в„– 4 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов; указанным решением Учреждению предложено уплатить недоимку, соответствующие суммы пени, штрафа.
На основании решения от 07.07.2015 в„– 4 Управлением Пенсионного фонда было выставлено требование от 05.08.2015 в„– 1 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно платежным поручениям от 29.09.2015 в„– в„– 4330-4332 Учреждением произведена частичная оплата задолженности.
Поскольку Учреждение в добровольном порядке не погасило всю числящуюся за ним задолженность, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд с настоящим требованием, уточненным в ходе судебного заседания в связи с перерасчетом пеней и уплатой Учреждением сумм штрафа и пени.
В ходе судебного заседания суда первой инстанции представитель Управления Пенсионного фонда пояснил, что заявленная к взысканию сумма состоит из доначисленных ежемесячных и единовременных денежных выплат медицинским работникам - молодым специалистам Учреждения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 7, 8, 9 Закона в„– 212-ФЗ, статей 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Омской области от 13.03.2012 в„– 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" (далее - Постановление Правительства Омской области в„– 46-п), принятым в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 в„– 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Закон Омской области в„– 1061-ОЗ), принимая во внимание письмо от 05.02.2014 Департамента экономики и финансов Министерства здравоохранения Омской области, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что Учреждение правомерно не включило в облагаемую страховыми взносами базу ежемесячные выплаты молодым специалистам - медицинским работникам, предусмотренные Законом Омской области в„– 1061-ОЗ, в связи с чем основания для взыскания страховых взносов, пени и штрафа с Учреждения у Фонда отсутствовали.
Суд кассационной инстанций, поддерживая позицию судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлено, что Учреждением на основании Постановления Правительства Омской области в„– 46-п были произведены ежемесячные денежные выплаты, молодым специалистам в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Омской области в„– 46-п предусмотрена денежная выплата медицинским работникам при условии:
1) наличие высшего или среднего медицинского образования;
2) поступление на работу впервые после 01.01.2012 по полученной специальности в государственные учреждения здравоохранения Омской области (далее - учреждения) по трудовому договору, заключенному на срок не менее 3 лет или на неопределенный срок (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
3) возраст до 28 лет включительно на день заключения трудового договора с учреждением (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
4) работа по должности, указанной в пункте 9 настоящего Положения (в части назначения ежемесячных денежных выплат) (пункт 2 Постановления Правительства Омской области в„– 46-п).
Согласно положениям Постановления Правительства Омской области в„– 46-п ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам - это мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья, а также по иным причинам, а именно: в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой заработной платы, который не позволяет лечебным учреждениям выполнять свою социально значимую функцию; обеспечивать своевременную, качественную, доступную медицинскую помощь населению.
Постановление Правительства Омской области в„– 46-п также предусматривает выплаты не всем без исключения медицинским работникам, а только молодым специалистам - работникам, специальность которых в особом дефиците: врачи-анестезиологи, "узкие" специалисты, ведущие амбулаторно-поликлинический прием, средний медицинский персонал.
То обстоятельство, что меры социальной поддержки выплачиваются работодателем, не доказывает их связь с оплатой труда.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорные выплаты молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Учреждения и не включены в систему оплаты труда, а выплачены в рамках государственной социальной поддержки Правительства Омской области, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами, а, следовательно, у Управления Пенсионного фонда не имелось оснований для взыскания страховых взносов, пени и штрафа с Учреждения, начисленных к уплате решением Управления Пенсионного фонда.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления Пенсионного фонда по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Иное толкование Управлением Пенсионного фонда положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.05.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 31.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-1738/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.ПЕРМИНОВА

Судьи
А.А.БУРОВА
А.А.КОКШАРОВ


------------------------------------------------------------------