Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 N Ф04-5702/2016 по делу N А67-6954/2015
Требование: О признании незаконными ненормативных актов органа местного самоуправления об отмене градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство.
Обстоятельства: Муниципалитетом выявлены нарушения, допущенные при составлении градостроительного плана: объект капитального строительства размещен в охранной территориальной зоне тепловых сетей, в плане указывалось на несуществующий публичный сервитут и отсутствовали сведения о расположении участка в границах особо охраняемой природной территории.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не доказало получение разрешительной документации в целях реконструкции и ввода в эксплуатацию после реконструкции тепловой сети.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А67-6954/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колос" на решение Арбитражного суда Томской области от 15.06.2016 (судья Павлов Г.Д.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу в„– А67-6954/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колос" к администрации города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о признании незаконным постановления.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Колос" (634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, стр. 16, ОГРН 1047000269249, ИНН 7017104890, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к администрации г. Томска (634050, г. Томск, проспект Ленина, 73, ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461, далее - администрация), департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (634050, г. Томск, проспект Ленина, 73, ОГРН 1077017038339, ИНН 7017199740, далее - департамент) о признании незаконным постановления администрации от 27.08.2015 в„– 1099-з об отмене градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2а, регистрационный номер RU70321000-0000000000000528 (далее - постановление в„– 1099-з) и о признании незаконным распоряжения департамента от 27.08.2015 в„– 19 об отмене разрешения на строительство в„– RU7030100-370-К/11 от 18.04.2011 (с внесенными изменениями от 18.04.2013) (далее - распоряжение в„– 19).
Требования общества мотивированы тем, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют положениям статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлению администрации г. Томска от 12.09.2014 в„– 905 "О порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков" (далее - постановление в„– 905).
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.06.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у администрации и департамента правовых оснований для отмены ранее выданных обществу градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судами при вынесении судебных актов не учтены положения абзацев 2, 3 пункта 15 постановления в„– 905.
Администрация в отзыве на жалобу считает судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, постановлением Мэра г. Томска от 06.11.2008 в„– 1932-з земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2а, кадастровый номер в„– 70:21:0200022:0261, площадью 1 149,26 кв. м (далее - земельный участок) предоставлен обществу в аренду для строительства административно-выставочного комплекса.
Между муниципальным образованием "Город Томск" и обществом заключен договор аренды земельного участка от 24.11.2008 в„– ТО-21-17995 со сроком действия с 06.11.2008 до 06.11.2010. На основании дополнительных соглашений к договору срок действия договора аренды продлен до 29.11.2015.
Департаментом 17.09.2008 подготовлен градостроительный план спорного земельного участка.
Обществом 22.09.2011 получено разрешение на строительство в„– RU 70301000-370-К/11 (далее - разрешение на строительство) на "подготовительный этап строительства".
Управлением Росреестра по Томской области 05.03.2012 зарегистрировано право собственности общества на объект незавершенного строительства, назначение нежилое, площадью 265,7 кв. м, степень готовности 2 процента, по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2/2.
В разрешение на строительство 18.04.2013 внесены изменения, разрешение выдано на строительство здания - административно-выставочного комплекса. Срок действия разрешения продлен до 22.04.2016.
Администрацией принято постановление в„– 1099-з об отмене градостроительного плана земельного участка по причине несоответствия сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка требованиям законодательства.
В связи с отменой градостроительного плана земельного участка, департаментом принято распоряжение в„– 19 об отмене разрешения на строительство.
Общество, ссылаясь на то, что указанные ненормативные акты нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указан состав сведений, которые должны содержаться в градостроительных планах земельных участков.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 в„– 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
По результатам рассмотрения дела судами установлено, что основаниями для принятия оспариваемых ненормативных актов явились нарушения, допущенные при составлении градостроительного плана, а именно: размещение объекта капитального строительства по ул. Нахимова, 2а в охранной территориальной зоне тепловых сетей, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск"; указание в градостроительном плане о несуществующем публичном сервитуте; отсутствие в градостроительном плане сведений о расположении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории.
Доводы общества о реализации проекта по реконструкции участка тепловых сетей для их выноса и производство обществом сопутствующих для этого действий были предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отклонены. Суды указали на отсутствие доказательств получения обществом разрешительной документации, предусмотренной нормами градостроительного законодательства в целях реконструкции и ввода в эксплуатацию после реконструкции тепловой сети.
Судами также рассмотрен и правомерно отклонен вопрос о наличии в градостроительном плане информации о несуществующем публичном сервитуте, установленного постановлением администрации города Томска от 05.09.2014 в„– 890 "Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка адресу: Томская область, город Томск, улица Нахимова, 2а для прохода и проезда неопределенного круга лиц".
Судами установлено, что сведения о том, что на земельном участке по ул. Нахимова, 2а на основании указанного постановления (отменено решением Советского районного суда г. Томска только 03.08.2015) установлен публичный сервитут, не нашли своего отражения в градостроительном плане.
В свою очередь, общество не представило суду доказательств, опровергающих выявленные администрацией нарушения, свидетельствующие о наличии оснований для отмены градостроительного плана и, как следствие, разрешения на строительство.
Факт нахождения спорного земельного участка в границах особо охраняемой природной территории заявителем не оспаривается.
В соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в рамках, заявленных в ней доводов и возражений относительно жалобы.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что судами не принят во внимание пункт 16 постановления в„– 905, согласно которому градостроительный план земельного участка не может быть отменен по основаниям, установленным абзацами 2, 3 пункта 15 настоящего положения, если на его основании выдано и является действующим разрешение на строительство. Такой градостроительный план земельного участка подлежит отмене после прекращения действия разрешения на строительство, выданного на его основании.
Вместе с тем, исходя из смысла оспариваемого постановления в„– 1099-з и принятого на его основании распоряжения в„– 19, они приняты на основании абзаца 7, согласно которому основанием для отмены градостроительного плана является выявление нарушений действующего законодательства и (или) муниципальных правовых актов, допущенных при подготовке и (или) утверждении градостроительного плана земельного участка, в том числе выявление ошибки в содержании градостроительного плана земельного участка, допущенной при его подготовке и утверждении.
Кроме того, данный довод не был заявлен обществом в суде первой инстанции в ходе рассмотрения дела по существу и является новым. Исследование доказательств и установление фактических обстоятельств по делу не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, установив факт нарушения градостроительного законодательства при выполнении публичной функции по выдаче обществу градостроительного плана и выданного на его основании разрешения на строительство, администрация и департамент в порядке самоконтроля правомерно отменили указанные акты (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 26.05.2011 в„– 739-О-О, от 22.03.2012 в„– 486-О-О, от 29.01.2015 в„– 140-О, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 в„– 1424/04).
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 15.06.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу в„– А67-6954/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ

Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН


------------------------------------------------------------------