Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 N Ф04-5985/2016 по делу N А67-1655/2016
Требование: О взыскании задолженности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Обстоятельства: Факт принадлежности квартир ответчику подтвержден актами приема-передачи квартир застройщиком. Оплата за названные услуги до момента отчуждения жилых помещений или передачи их в наем ответчиком не произведена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчик как собственник помещений обязан нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома в целом, а также возмещать оказанные истцом в данном многоквартирном доме услуги по содержанию общего имущества и коммунальные услуги.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А67-1655/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герценштейн О.В.,
судей Аникиной Н.А.,
Терентьевой Т.С.,
рассмотрел кассационную жалобу Департамента финансов администрации города Томска на решение от 07.07.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Якимович Т.Ю.) и постановление от 08.09.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Нагишева О.Б., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу в„– А67-1655/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (634021, Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1, ИНН 7017065961, ОГРН 1037000103513) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации города Томска (634050, Томская область, г. Томск, пр-кт Ленина, д. 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706), департамента финансов администрации города Томска (634050, Томская область, г. Томск ул. Гагарина, д. 49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) о взыскании 206 879 руб. 58 коп.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (далее - ООО "Жилсервис ТДСК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации города Томска и департамента финансов администрации города Томска (далее - департамент финансов, ответчик) о взыскании 206 879 руб. 58 коп. задолженности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16 за период с 27.12.2013 по 26.08.2015.
Определением от 16.03.2016 Арбитражного суда Томской области исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 11.05.2016 к участию в деле в качестве второго представителя муниципального образования "Город Томск" привлечен департамент финансов, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 07.07.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу ООО "Жилсервис ТДСК" взыскано 206 879 руб. 58 коп. основного долга, 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, департамент финансов обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение и постановление и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами судов о том, что надлежащим представителем муниципального образования "Город Томск" является департамент финансов. Полагает, что надлежащим представителем является администрация города Томска как орган местного самоуправления и главный распорядитель бюджетных средств.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16, расположены квартиры в„– в„– 1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 206, 215, 231, 232, 240, 255, 257, 264, 274, 283, 286, 287, 291, 309, 314, 321, 328, 332, 334, 346, 348, 364, 366, 368, 381, 386, 396, 414, 419, 426, 428, 432, 433, 437, 438, принадлежавшие ответчику. Факт принадлежности квартир ответчику подтверждается актами приема-передачи квартир застройщиком муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации города Томска от 25.11.2013, от 09.12.2013.
Способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, согласно протоколу общего собрания собственников от 26.12.2013 выбран в форме непосредственного управления, а обслуживающей организацией - ООО "Жилсервис ТДСК", утвержден размер платы (тарифы) за содержание общего имущества МКД.
Согласно протоколу от 01.01.2015 в„– 1 общего собрания собственников помещений выбран способ управления - управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации выбрано ООО "Жилсервис ТДСК", с которым заключен договор управления многоквартирным домом от 19.02.2015 (далее - договор).
Протоколом от 01.01.2015 зафиксирован размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, который складывается из стоимости следующих услуг: содержание мест общего пользования - 9,86 руб. /кв. м, обслуживание приборов учета - 0,95 руб. /кв. м, обслуживание лифта - 3,49 руб. /кв. м, обслуживание пожарной сигнализации - 1,08 руб. /кв. м, текущий ремонт общего имущества в размере 4,77 руб. / кв. м, сбор и вывоз ТБО - 2,21 руб. /кв. м.
В соответствии с условиями договора ООО "Жилсервис ТДСК" по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение указанного в пункте 8.1 договора срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанного в приложении в„– 2 к договору. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается в пределах суммы средств, собранных собственниками многоквартирного дома (пункт 2.1 договора).
Состав общего имущества в многоквартирном доме на момент заключения договора указан в приложении в„– 1, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 2.2 договора).
В силу пункта 3.3.1 договора собственник помещений обязан своевременно до 20 числа, следующего за расчетным и в полном объеме оплачивать жилищные и иные услуги, представляемые в соответствии с настоящим договором.
Плата собственника помещения по договору включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1 договора).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого с учетом предложений исполнителя на срок не менее чем один год, и должен быть соразмерен утвержденному и прилагаемому к договору перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также установленным объемам и качеству данных услуг и работ (пункт 4.2 договора).
Исполнитель вправе за 30 дней до окончания каждого года действия договора предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по изменению перечня услуг и работ, оказываемых и выполняемых по договору, с приложением сметы расходов, с учетом которых общее собрание собственников помещений принимает решение о новом размере платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае если общее собрание собственников помещений в течение 30 дней до истечения каждого года действия договора не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, то исполнитель, начиная с первого месяца следующего года действия договора, вправе начислять плату за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее индексации на размер индекса потребительских цен (индекса инфляции) в соответствующем периоде (соразмерно перечню услуг и работ, подлежащих выполнению в следующем году).
При этом применяемый в отношениях сторон в соответствии с абзацем вторым пункта 4.4 договора размер платы за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме действует до момента определения нового размера такой платы общим собранием собственников помещений. Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме изменяется на основании решения общего собрания собственников помещений и утвержденных с учетом условий договора перечней (планов) работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на соответствующий год (пункт 4.4 договора).
Плата или часть платы собственника помещения по договору может вноситься за него в установленном порядке нанимателями, арендаторами помещений в многоквартирном доме, иными лицами (пункт 4.6 договора).
Плата собственника помещения по договору вносится на основании платежных документов, представленных исполнителем (пункт 4.7 договора).
На оплату услуг, оказанных в рамках договора в спорный период ответчику, истец направил ему счета за коммунальные услуги (письма от 18.04.2014 в„– 416, от 17.06.2014 в„– 654, от 25.02.2014 в„– 180).
Муниципальное образование "Город Томск" плату за содержание общего имущества многоквартирного дома не вносило, за период с 27.12.2013 по 26.08.2015 задолженность составила 206 879 руб. 58 коп. (с учетом уточнения).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате коммунальных услуг до момента отчуждения жилых помещений или передачи их в наем, у муниципального образования "Город Томск" образовалась задолженность, что послужило основанием для обращения ООО "Жилсервис ТДСК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ответчик, владеющий указанными выше жилыми помещениями в многоквартирном доме на праве собственности, обязан в силу закона нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома в целом, а также возмещать оказанные истцом в данном многоквартирном доме услуги по содержанию общего имущества и коммунальные услуги (статьи 210, 290, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39, 153, 154, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 65 АПК РФ, пункт 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 в„– 25).
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Довод кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является администрация города Томска как орган местного самоуправления и главный распорядитель бюджетных средств, был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и мотивировано отклонен.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
Департамент финансов является главным администратором доходов бюджета города Томска и источников финансирования его дефицитов.
Доказательств наделения иного органа соответствующими полномочиями главного распорядителя по расходованию денежных средств в отношении объектов муниципальной собственности, как и доказательств выделения ему соответствующих денежных средств для расходования на содержание объектов муниципальной собственности, в том числе расходов на содержание общего имущества, в материалы дела не представлено.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из определения понятия главного распорядителя бюджетных средств, содержащегося в статье 6 БК РФ, пунктов 1.1, 1.6 Положения о Департаменте финансов, утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 в„– 1001 (далее - Положение в„– 1001), согласно которым департамент финансов является финансовым органом администрации города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления, имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации города Томска и муниципального образования "Город Томск", учитывая, что в соответствии с пунктами 3.57, 3.58 Положения в„– 1001 департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями главным администратором доходов бюджета города Томска и источников финансирования его дефицитов, суды правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании задолженности с муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов за счет казны муниципального образования "Город Томск".
В обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых суд удовлетворил заявленные требования, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства. Кроме того, отсутствие оценки судом (всех) представленных доказательств (в отдельности) и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., само по себе не является основанием для отмены вынесенных судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, идентичны доводам апелляционной жалобы, направлены на переоценку предоставленных сторонами доказательств, что в соответствии со статьей 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты содержат мотивированное обоснование отклонения заявленных департаментом финансов доводов.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.07.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.09.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А67-1655/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.ГЕРЦЕНШТЕЙН

Судьи
Н.А.АНИКИНА
Т.С.ТЕРЕНТЬЕВА


------------------------------------------------------------------