Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.08.2016 N Ф04-3410/2016 по делу N А46-7729/2015
Требование: О признании незаконными решений отделения Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Учреждению доначислены страховые взносы, пени и штрафы в связи с невключением в облагаемую страховыми взносами базу ежемесячных выплат молодым специалистам, непринятием к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением установленных требований.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку выплаты молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и не включены в систему оплаты труда, оснований для доначисления страховых взносов на указанные выплаты не имелось, факт наступления страховых случаев по листкам нетрудоспособности не опровергнут.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А46-7729/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 28.01.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Долгалев Б.Г.) и постановление от 28.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу в„– А46-7729/2015 по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница в„– 1" (644119, Омская область, г. Омск, ул. Степанца, 12, 1, ОГРН 1025501387669, ИНН 5507038025) к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (644010, Омская область, г. Омск, ул. Пушкина, 67, ОГРН 1025500972716, ИНН 5504018510) о признании недействительными решений.
Суд

установил:

бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детская городская больница в„– 1" (далее - Больница, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) о признании незаконными решений от 24.06.2015 в„– 34 н/с, в„– 26ОСС (доходы), в„– 28ОСС (расходы).
Решением от 28.01.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает доводы Фонда социального страхования несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Фондом социального страхования проведена выездная документальная проверка в отношении Больницы от 27.05.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за проверяемый период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в ходе которой были выявлены нарушения в части неначисления страховых взносов на суммы ежемесячных выплат молодым специалистам в рамках трудовых отношений и в части оплаты больничных листков сотрудникам бюджетного учреждения, выданным с нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности, о чем составлены акты от 01.06.2015 в„– 74н/с, от 01.06.2015 в„– 39 ОСС (доходы), от 01.06.2015 в„– 78 ОСС (расходы).
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования 24.06.2015 приняты следующие решения:
- решение в„– 34 н/с о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон в„– 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 9,90 руб.; Учреждению предложено перечислить начисленные страховые взносы в размере 49,49 руб., пени в сумме 0, 01 руб., и штрафные санкции в размере 9, 90 руб.;
- решение в„– 28 ОСС (расходы) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании которого к зачету не приняты указанные расходы Учреждения в сумме 7 238,30 руб.;
- решение в„– 26ОСС (доходы) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", на основании которого Учреждение было привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 143,48 руб.; Учреждению начислены пени в сумме 313,25 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012-2014 годы; предложено перечислить доначисленные страховые взносы в сумме 717,40 руб., а также указанные суммы пеней и штрафных санкций.
Не согласившись с решениями Фонда социального страхования, Больница оспорила их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительными оспариваемых решений в части доначисления страховых взносов на суммы ежемесячных выплат молодым специалистам, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 5, 7, 8, 9 Закона в„– 212-ФЗ, статей 20.1, 20.2 Закона в„– 125-ФЗ, статей 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Омской области от 13.03.2012 в„– 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" (далее - Постановление Правительства Омской области в„– 46-п), принятым в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 в„– 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Закон Омской области в„– 1061-ОЗ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что Учреждение правомерно не включило в облагаемую страховыми взносами базу ежемесячные выплаты молодым специалистам - медицинским работникам, предусмотренные Законом Омской области в„– 1061-ОЗ, в связи с чем основания для начисления страховых взносов, пени и штрафа у Фонда социального страхования отсутствовали.
Суд кассационной инстанций, поддерживая позицию судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлено, что Учреждением на основании Постановления Правительства Омской области в„– 46-п были произведены ежемесячные денежные выплаты, молодым специалистам в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Омской области в„– 46-п предусмотрена денежная выплата медицинским работникам при условии:
1) наличие высшего или среднего медицинского образования;
2) поступление на работу впервые после 01.01.2012 по полученной специальности в государственные учреждения здравоохранения Омской области (далее - учреждения) по трудовому договору, заключенному на срок не менее 3 лет или на неопределенный срок (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
3) возраст до 28 лет включительно на день заключения трудового договора с учреждением (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
4) работа по должности, указанной в пункте 9 настоящего Положения (в части назначения ежемесячных денежных выплат) (пункт 2 Постановления Правительства Омской области в„– 46-п).
Согласно положениям Постановления Правительства Омской области в„– 46-п ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам - это мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья, а также по иным причинам, а именно: в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой заработной платы, который не позволяет лечебным учреждениям выполнять свою социально значимую функцию; обеспечивать своевременную, качественную, доступную медицинскую помощь населению.
Постановление Правительства Омской области в„– 46-п также предусматривает выплаты не всем без исключения медицинским работникам, а только молодым специалистам - работникам, специальность которых в особом дефиците: врачи-анестезиологи, "узкие" специалисты, ведущие амбулаторно-поликлинический прием, средний медицинский персонал.
То обстоятельство, что меры социальной поддержки выплачиваются работодателем, не доказывает их связь с оплатой труда.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорные выплаты молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Учреждения и не включены в систему оплаты труда, а выплачены в рамках государственной социальной поддержки Правительства Омской области, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами, а, следовательно, у Фонда социального страхования не имелось оснований для доначисления страховых взносов на указанные выплаты.
Ссылка судов на статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не регулирует отношения в области начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, не повлияла на правильные выводы судов о незаконности оспариваемых решений Фонда социального страхования.
Обоснованными являются и выводы судов о неправомерном доначислении Фондом социального страхования страховых взносов на суммы оплаты больничных листков сотрудникам бюджетного учреждения, выданным с нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Из решения Фонда социального страхования следует, что основанием для доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пени, штрафа послужило, в том числе непринятие к зачету произведенных страхователем расходов по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 323-ФЗ) и пунктом 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 в„– 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности), а именно:
- листок временной нетрудоспособности в„– 074998482916, выданный сотруднику Барновской Н.Г., оформлен врачом терапевтом БУЗОО "ГКБ в„– 1 им. Кабанова А.Н." сроком на 16 дней без решения врачебной комиссии;
- листок временной нетрудоспособности в„– 105479772533, выданный сотруднику Алибаевой Г.Ж., оформлен и выдан врачом - неврологом БУЗОО "ГП в„– 10" сроком на 17 дней без решения врачебной комиссии.
Удовлетворяя требования заявителя по данному эпизоду, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон в„– 165-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон в„– 255-ФЗ), Законом в„– 323-ФЗ, Порядком выдачи листков нетрудоспособности, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 (далее - Положение в„– 101), пунктами 60 и 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования России от 07.04.2008 в„– 81, исходили из того, что сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, которые носили устранимый характер, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов и включения данных расходов в базу для начисления страховых взносов.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона в„– 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона в„– 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пособие по временной нетрудоспособности является видом страхового обеспечения (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона в„– 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона в„– 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи.
Суды, делая вывод о том, что расходы, непринятые к зачету, не могут выступать в качестве базы для исчисления страховых взносов, обоснованно исходили из следующего:
- перечисленные Фоном социального страхования недочеты, допущенные лечебными учреждениями при оформлении листков нетрудоспособности, факт наступления страховых случаев не опровергают;
- факты выдачи листков нетрудоспособности и выплаты работникам пособий по социальному страхованию не поставлены Фондом социального страхования под сомнение;
- факты наступления страховых случаев в виде временной утраты трудоспособности застрахованных лиц (работников Общества) Фондом не опровергнуты;
- нарушений целевого характера выплаченных денежных средств не установлено.
Ссылку Фонда социального страхования в рассматриваемом случае на пункт 10 Положения в„– 101 кассационная инстанция считает необоснованной, поскольку указанный пункт предусматривает ответственность администрации страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования (а не порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности).
Доводы Фонда социального страхования о том, что Учреждение является медицинской организацией, которая сама выдает листки нетрудоспособности и ее сотрудники обязаны знать правила предъявляемые к их оформлению Порядком выдачи листков нетрудоспособности; о наличии вины должностного лица (бухгалтера) организации, который принял выданные с нарушением установленного порядка листки временной нетрудоспособности, кассационная инстанция не принимает как основание к отмене судебных актов, поскольку они не влияют на правильный вывод судов о том, что непринятые к зачету расходы не могут выступать в качестве базы для исчисления страховых взносов.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора по данному эпизоду правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Иное толкование Фондом социального страхования положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе Фондом социального страхования не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.01.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-7729/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.ПЕРМИНОВА

Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Г.В.ЧАПАЕВА


------------------------------------------------------------------