Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2016 N Ф04-2860/2016 по делу N А46-6155/2014
Требование: Об оспаривании постановления в части признания утратившим силу постановления о предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: По мнению общества, нарушено его право на получение земельного участка для строительства в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку формальное наличие заявлений иных лиц, претендующих на спорный участок, не является основанием для проведения торгов и отмены ранее принятого постановления. Включение во вновь сформированный земельный участок части площади ранее существующего земельного участка не свидетельствует о наличии у спорного объекта статуса ранее сформированного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу в„– А46-6155/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тамашакина С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.03.2016 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 (судьи: Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А46-6155/2014.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (644011, г. Омск, ул. 5-я Островская, 116, ОГРН 1105543012563, ИНН 5507217426, далее - общество, ООО "СтройИнвест") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) о признании недействительным постановления администрации города Омска от 14.02.2014 в„– 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" в части признания утратившим силу постановления администрации города Омска в„– 1153-п от 10.10.2013 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" земельного участка по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска".
В обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что оспариваемое постановление является незаконным и нарушает право заявителя на получение земельного участка для строительства в целях осуществления предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.03.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление администрации города Омска от 14.02.2014 в„– 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" в части признания утратившим силу постановления администрации города Омска в„– 1153-п от 10.10.2013 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" земельного участка по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска".
Руководствуясь статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд указал, что в рамках дела в„– А46-5638/2014 дана оценка доводам администрации о неправомерности утверждения акта о выборе земельного участка в интересах заявителя при наличии заинтересованности иных лиц в предоставлении спорного земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что правоотношения сторон по выбору испрашиваемого земельного участка возникли задолго до принятия решения Омского городского Совета от 19.06.2013 в„– 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" с учетом официального толкования, в связи с чем, ссылка в оспариваемом ненормативном акте на указанное правовое обоснование несостоятельна.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель жалобы указывает на то, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация поясняет, что ею было выявлено наличие заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, расположенного по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска, в частности, в департамент поступили заявления от общества с ограниченной ответственностью "Декор - Строй", Устяна А.А., общества с ограниченной ответственностью "КД-Компани", Догадиной Л.П. о предоставлении спорного земельного участка.
По мнению заявителя жалобы, земельный участок с кадастровым номером 55:36:100904:1359 был образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:100904:1011, что в силу положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации влечет невозможность предоставления спорного земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов.
ООО "СтройИнвест" в отзыве на жалобу судебные акты находит законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройИнвест" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений с предполагаемым местоположением земельного участка - по ул. Дианова, ул. Бульвар Космонавтов в Кировском административном округе города Омска площадью 39000-45000 кв. м.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска с просьбой обеспечить выбор указанного земельного участка для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.03.2013 в„– 308-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 37 182 кв. м с разрешенным использованием для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.07.2013 в„– 1647-р "О предварительном согласовании места размещения крытых физкультурно-оздоровительных сооружений по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска. Предварительно согласовано место размещения крытых физкультурно-оздоровительных сооружений по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 01.03.2013 в„– 308-р.
Постановлением администрации города Омска от 10.11.2013 в„– 1153-п "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" земельного участка по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска" ООО "СтройИнвест" в аренду на три года предоставлен земельный участок, относящийся к категории населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:100904:1359, площадью 37 182 кв. м, для строительства крытых физкультурно-спортивных сооружений. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 40 м от ориентира по направлению на запад.
Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Дианова, дом 12, корпус 2.
Постановлением администрации города Омска от 14.02.2014 в„– 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" постановление администрации города Омска от 10.11.2013 в„– 1153-п признано утратившим силу.
Преамбула оспариваемого ненормативного акта содержит ссылку на решение Омского городского Совета от 19.06.2013 в„– 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" с учетом официального толкования его применения во времени. Согласно пояснениям заинтересованного лица основанием принятия оспариваемого ненормативного акта послужило выявление фактов наличия заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, расположенного по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска.
ООО "СтройИнвест" полагая, что постановление администрации от 14.02.2014 в„– 182-п является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что на основании указанных норм Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.07.2013 принят распорядительный акт в„– 1647-р о предварительном согласовании места размещения крытых физкультурно-оздоровительных сооружений по улице Дианова - бульвару Космонавтов в Кировском административном округе города Омска.
Постановлением администрации города Омска от 29.12.2014 в„– 1824-п "О внесении изменений в распоряжение директора департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 03.02.2014 в„– 90-р и признании утратившим силу распоряжения директора департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.07.2013 в„– 1647-р" распорядительный акт Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.07.2013 в„– 1647-р признан утратившим силу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2016, по делу в„– А46-5638/2014, постановление администрации от 29.12.2014 в„– 1824-п "О внесении изменения в распоряжение директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 03.02.2014 в„– 90-р и признании утратившим силу распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.07.2013 в„– 1647-р" признано недействительным.
Решением суда по делу в„– А46-5638/2014, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дана оценка доводам администрации о том, что в связи с наличием заявлений иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Судом при рассмотрении дела в„– А46-5638/2014 установлено, что заявления ООО "КД-Компани", ООО "Декор-Строй", Устяна А.А., Догадиной Л.П. не соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данными лицами какие-либо действия как по выражению своего интереса к спорному земельному участку, так и по защите своих прав и законных интересов, в случае реальной заинтересованности в отношении спорного земельного участка, не предпринимались.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В данном случае следует отметить, что формальное наличие заявлений иных лиц, претендующих на спорный земельный участок, не означает наличие оснований для проведения торгов и отмены ранее принятого постановления.
С учетом имеющихся судебных актов по делу в„– А46-5638/2014 довод администрации о неправомерности утверждения акта о выборе земельного участка в интересах заявителя при наличии заинтересованности иных лиц в предоставлении спорного земельного участка, является несостоятельным.
Довод заявителя жалобы о том, что основанием для издания постановления администрации города Омска от 14.02.2014 в„– 182-п послужило решение Омского городского Совета от 19.06.2013 в„– 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" с учетом официального толкования его применения во времени, был предметом рассмотрения суда и ему дана соответствующая оценка.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П, придание обратной силы нормативного акта новому регулированию недопустимо, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Судом правомерно отмечено, что правоотношения сторон по выбору испрашиваемого земельного участка возникли задолго до принятия указанного решения с учетом официального толкования, в связи с чем, ссылка в оспариваемом ненормативном акте на указанное правовое обоснование несостоятельна. Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
Довод администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:100904:1359 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:100904:1011, в связи с чем подлежал реализации с аукциона в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, во внимание не принимается. Этот вопрос также являлся предметом исследования по делу в„– А46-5638/2014. Включение во вновь сформированный земельный участок части площади ранее существующего земельного участка не свидетельствует о наличии у спорного земельного участка статуса ранее сформированного земельного участка.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 09.03.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по делу в„– А46-6155/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН


------------------------------------------------------------------