Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2016 N Ф04-3327/2016 по делу N А02-146/2016
Требование: О взыскании убытков в виде невозмещенных расходов муниципальному образованию.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что расходы по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются обязательством РФ или субъекта РФ.
Решение: Требование удовлетворено к субъекту РФ, поскольку не исполнены обязательства по субсидированию муниципальных образований. При этом возложение солидарной обязанности на РФ по обеспечению бюджетными субсидиями и дотациями, в том числе на выполнение государственных функций по предметам совместного ведения, минуя бюджет субъекта РФ, не соответствует принципам бюджетного законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Алтай



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. по делу в„– А02-146/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай на решение от 13.04.2016 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Гуткович Е.М.) и постановление от 07.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Шатохина Е.Г., Фертиков М.А.) по делу в„– А02-146/2016 по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-кт Коммунистический, д. 18, ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575) к Министерству финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай) (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) и Министерству финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, д. 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) о взыскании убытков в размере 3 655 260 руб.
Суд

установил:

администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай) и Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) о солидарном взыскании убытков в сумме 3 655 260 руб.
Решением от 13.04.2016 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск к Министерству финансов Республики Алтай удовлетворен; в удовлетворении требования о привлечении Российской Федерации к солидарной ответственности отказано.
В кассационной жалобе Минфин РА просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации.
Полагает, что расходы по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обязательством Российской Федерации, и должны обеспечиваться за счет средств федерального бюджета; отсутствуют доказательства передачи истцу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями; судами неправильно истолкована статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не применена норма статьи 85 БК РФ.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что решением Горно-Алтайского городского суда от 08.09.2015, вступившем в законную силу 25.11.2015 (апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай), на администрацию возложена обязанность предоставить семье Новикова Дмитрия Александровича на состав семьи пять человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 108 кв. метров.
Семья Новикова Д.А. поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения в январе 2012 года в связи с тем, что он является инвалидом.
Полагая, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма семьям, имеющим детей-инвалидов и нуждающимся в улучшении жилищных условий, должно производиться за счет средств Российской Федерации или субъекта Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск к Министерству финансов Республики Алтай, суды руководствовались статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 85 и 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суды исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (Республики Алтай), который не исполнил установленную законодательными актами Российской Федерации обязанность по субсидированию муниципальных образований для выполнения последними функций по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005.
Кроме того, было учтено, что законами о бюджете Республики Алтай за период с 2005 по 2015 годы не предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, а также размер субсидирования на эти цели.
Отказывая в удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации (УФК по Республике Алтай) суды указали на то, что возложение солидарной обязанности на Российскую Федерацию по обеспечению муниципальных образований Республики Алтай бюджетными субсидиями и дотациями, в том числе на выполнение государственных функций по предметам совместного ведения, минуя бюджет Республики Алтай, не соответствует основополагающим принципам бюджетного законодательства и нормам права, что влечет невозможность применения мер ответственности за убытки, причиненные муниципальному образованию.
Выводы судов являются правильными.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 БК РФ, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 в„– 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 в„– 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 в„– 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Суды, проверив расчет убытков, произведенный истцом на основании приказа Минстроя РФ от 02.10.2015 в„– 710/пр для Республики Алтай, признали его правильным.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено. В удовлетворении жалобы Минфина РА надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.04.2016 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 07.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А02-146/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ


------------------------------------------------------------------