Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.08.2016 N Ф04-3117/2016 по делу N А27-11544/2015
Требование: О взыскании задолженности по перечислению межбюджетных трансфертов.
Обстоятельства: Соглашением администрация сельского поселения передала администрации муниципального района осуществление полномочий по организации досуга и обеспечению жителей услугами организаций культуры. Учреждение, уполномоченное на осуществление указанных функций, указало, что администрацией сельского поселения не перечислены межбюджетные трансферты на содержание учреждений культуры, что привело к кредиторской задолженности по оплате тепловой энергии и водоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств передачи бюджетных средств не представлено, фактов нецелевого использования трансфертов не выявлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу в„– А27-11544/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В..
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Моховского сельского поселения (ответчика) на постановление от 29.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлова Ю.И., Жданова Л.И., Шатохина Е.Г.) по делу в„– А27-11544/2015 по иску муниципального казенного учреждения "Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района" (652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Ленина, 10, ОГРН 1024200547282, ИНН 4231002490) к администрации Моховского сельского поселения (652661, Кемеровская область, с. Мохово, ул. Центральная, 1а, ОГРН 1054202036569, ИНН 4202027267) о взыскании задолженности по перечислению межбюджетных трансфертов.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Беловского муниципального района.
Суд

установил:

муниципальное казенное учреждение "Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района" (далее - управление культуры) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Моховского сельского поселения о взыскании 284 100 руб. задолженности в виде межбюджетных трансфертов на содержание учреждений культуры.
Исковые требования со ссылкой на соглашение от 27.11.2013 о передаче администрацией Моховского сельского поселения осуществления части своих полномочий администрации Беловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения от 27.11.2013 в„– 10 (далее - соглашение от 27.11.2013), мотивированы неисполнением ответчиком возложенных на него полномочий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Беловского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.2015 (судья Потапова А.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 29.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, с администрации Моховского сельского поселения в пользу управления культуры взыскано 284 100 руб. убытков.
В кассационной жалобе администрация Моховского сельского поселения просит отменить постановление апелляционного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения от 20.12.2013 в„– 13 сумма межбюджетного трансфера была увеличена с 9 300 000 руб. до 9 750 000 руб.; не принял во внимание переписку Моховского сельского поселения с управлением культуры, из которой следует наличие экономии в оплате коммунальных услуг за 2014 год, что исключает возможность возникновения задолженности по их оплате.
Заявитель также полагает, что образовавшуюся задолженность должна была погасить администрация Беловского муниципального района, а не ответчик.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения оспариваемый судебный акт ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
Управление культуры, администрация Моховского сельского поселения, администрация Беловского муниципального района о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в соответствии с заключенным соглашением от 27.11.2013 администрация Моховского сельского поселения передала в полном объеме администрации Беловского муниципального района осуществление полномочий в части создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры на 2014 год.
Уполномоченным лицом на осуществление указанных полномочий в Беловском муниципальном районе является управление культуры на основании Положения муниципального казенного учреждения "Управление культуры и национальной политики Беловского муниципального района", утвержденного распоряжением администрации Беловского муниципального района от 07.09.2011 в„– 151 (далее - Положение).
Согласно пункту 2.3.5 Положения управление культуры осуществляет культурно-досуговое обслуживание населения Беловского муниципального района через сеть учреждений культуры.
Полномочия в части создания условий для организации досуга и обеспечения жителей Моховского сельского поселения услугами организаций культуры администрация Моховского сельского поселения передала администрации Беловского муниципального района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования "Моховское сельское поселение" в бюджет Беловского муниципального района. Причем именно администрация Моховского сельского поселения перечисляет межбюджетные трансферты на содержание учреждений культуры.
В силу пункта 3.2 соглашения от 27.11.2013 размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования "Моховское сельское поселение" в бюджет Беловского муниципального района, определяется в соответствии с действующими методиками, с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг и утверждается решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения.
Полагая, что администрацией Моховского сельского поселения не перечислены межбюджетные трансферты на содержание учреждений культуры за декабрь 2014 года в размере 284 100 руб., что привело к кредиторской задолженности по оплате тепловой энергии в размере 281 603 руб. 26 коп. и водоснабжения в размере 2 496 руб. 74 коп. по договорам на отпуск и пользование тепловой энергии и водоснабжения, заключенным между муниципальным бюджетным учреждением "Культурно-досуговый центр Беловского района" и обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс", истец предъявил в суд настоящий иск.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности управлением культуры нарушения ответчиком обязательств или отказа от исполнения соглашения от 27.11.2013.
При отмене решения апелляционный суд посчитал, что финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения расходных обязательств истца должно осуществляться за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования.
Выводы апелляционного суда отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования (пункт 3.1 статьи 86 БК РФ).
Установив, что на основании соглашения от 27.11.2013 муниципальное образование "Моховское сельское поселение" в лице администрации приняло обязательства предоставить муниципальному образованию Беловского муниципального района в лице управления культуры средства из местного бюджета Моховского сельского поселения на реализацию полномочий по решению вопросов местного значения в сфере обеспечения жителей данного поселения услугами организаций культуры в 2014 году, руководствуясь упомянутыми нормами, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансовое обеспечение дополнительных расходов управления культуры, необходимых для полного исполнения названных расходных обязательств, должно осуществляться за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципальным образованием "Моховское сельское поселение".
Доказательств передачи соответствующих бюджетных средств, позволяющих исполнить истцу переданную по соглашению от 27.11.2013 обязанность в целях обеспечения жителей Моховского сельского поселения услугами организаций культуры в 2014 году, ответчиком не представлено. Фактов нецелевого использования межбюджетных трансфертов не выявлено.
При этом, проанализировав материалы дела, апелляционный суд установил, что объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления переданных полномочий, утвержденный решением о бюджете поселения на 2014 год с учетом последующих изменений, не позволил управлению культуры исполнить возложенные на него обязанности в полном объеме.
В связи с изложенным правомерен вывод апелляционного суда о том, что оплата выставленных в декабре 2014 года счетов на оплату услуг за коммунальные ресурсы, переданные учреждениям культуры, за счет управления культуры из средств бюджета Беловского муниципального района противоречит принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), предусматривающему недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принимая во внимание, что дополнительные расходы управления культуры фактически для него являются реальными убытками, возникшими вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, возложенных на него законом и соглашением от 27.11.2013, апелляционный суд правильно применил к рассматриваемому спору положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскал предъявленную истцом сумму как убытки.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 11, 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", апелляционный суд верно отметил, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права, и что отсутствие документов, подтверждающих оплату фактически понесенных истцом расходов.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционного суда, были предметом его рассмотрения и получили соответствующую правовую оценку, тогда как жалоба не подтверждает нарушение норм права, по существу, сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данной апелляционным судом в порядке статьи 71 АПК РФ, и установленными фактическими обстоятельствами дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений или неправильного применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 29.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-11544/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ


------------------------------------------------------------------