Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2016 N Ф04-1277/2016 по делу N А46-7761/2015
Требование: О включении в реестр требований кредиторов должника долга и пеней за нарушение срока сдачи работ по государственному контракту.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявление о включении в реестр вышеуказанной задолженности подано лицом, не являющимся стороной обязательственного правоотношения, на котором основано требование, и не уполномоченным государственным заказчиком на предъявление требований.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу в„– А46-7761/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Доронина С.А.,
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновым В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта на определение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016 (судья Климшина Н.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 (судьи Смольникова М.В., Рожков Д.Г., Семенова Т.П.) по делу в„– А46-7761/2015 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Омсктранспроект" (644080, город Омск, проспект Мира, 5, корпус 5, ИНН 5501111920, ОГРН 1085500001674) по заявлению Федеральной налоговой службы (127381, город Москва, улица Неглинная, 23, ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) о включении требования в размере 20 818 321 руб. 59 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Савинов А.В.) и Арбитражного суда Московской области (судья Левкина О.В.) в судебном заседании приняли участие представители: Федеральной налоговой службы Калаева Ю.В. по доверенности от 18.07.2016 в„– 01-17/09363; Федерального агентства железнодорожного транспорта Веретенникова Н.В. по доверенности от 13.01.2016 в„– 06/16/УУП и Кахановский П.А. по доверенности от 18.04.2016 в„– 22/16/УУП.
Суд

установил:

определением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2015 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Омсктранспроект" (далее по тексту - общество "Омсктранспроект", должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должником утвержден Косыгин А.С.
В порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) Федеральная налоговая служба (далее по тексту - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 20 818 321 руб. 59 коп., из которых 10 621 591 руб. 99 коп. - основной долг (непогашенный аванс по государственному контракту от 05.10.2009 в„– 532д), 10 196 729 руб. 60 коп. - пени за нарушение срока сдачи работ по государственному контракту от 05.10.2009 в„– 532 д.
Определением Арбитражного суда Омской области от 30.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета заявленного спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее по тексту - Росжелдор).
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016, в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
Росжелдор обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 04.02.2016 и постановление от 11.05.2016, разрешить вопрос по существу - признать обоснованными требования ФНС России в размере 20 818 321 руб. 59 коп. и включить их в третью очередь реестра требований кредиторов общества "Омсктранспроект".
В обоснование жалобы ее податель ссылается на пункты 1, 5.1 и 11 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 в„– 397, согласно которому Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта; является юридическим лицом; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности. Вместе с тем, по мнению кассатора, Росжелдор не имеет полномочий представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве, поскольку указанное Положение таких полномочий не содержит. При этом податель жалобы ссылается на статью 2 Закона о банкротстве, пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 в„– 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 в„– 506, согласно которым ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС России в отзыве на кассационную жалобу поддержала изложенные в ней доводы, просит отменить принятые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
В заседании суда кассационной инстанции представители Росжелдора и представитель ФНС России поддержали кассационную жалобу.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между Росжелдором (государственный заказчик), Федеральным государственным унитарным предприятием "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" (далее по тексту - ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта", заказчик-застройщик) и обществом "Омсктранспроект" (проектировщик) заключен государственный контракт от 05.10.2009 в„– 532д, по условиям которого государственный заказчик поручает, а проектировщик обязуется в соответствии с техническим заданием на разработку проектной документации объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" (приложение в„– 1) выполнить инженерные изыскания, разработать проектную документацию, получить положительные заключения федерального государственного учреждения "Главгосэкспертиза России" на результаты инженерных изысканий и проектную документацию объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", а заказчик-застройщик обязуется принять выполненные работы и оплатить их результат.
Согласно пункту 3.6 государственного контракта от 05.10.2009 в„– 532д оплата работ производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 в„– 1082-р "О перечне инвестиционных проектов, по которым разрабатывается проектная документация за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации" и инвестиционного соглашения от 05.06.2009 в„– А7-25-с/09 "О реализации комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", реализуемого при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее по тексту - инвестиционное соглашение от 05.06.2009 в„– А7-25-с/09).
В соответствии с пунктом 6.1.1 государственного контракта от 05.10.2009 в„– 532д государственный заказчик обязан осуществлять финансирование заказчика-застройщика для оплаты выполненных работ в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 4 настоящего контракта с учетом доведения лимитов бюджетных обязательств.
31.12.2013 между ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" и должником подписан акт взаимных расчетов, согласно которому сумма непогашенного аванса по государственному контракту от 05.10.2009 в„– 532д составила 10 621 591 руб. 99 коп.
Письмом от 22.12.2015 Росжелдор уведомил ФНС России о необходимости предъявления требования по обязательствам перед Российской Федерации в деле о несостоятельности (банкротстве) на основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 в„– 257, что и явилось основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ФНС России, исходил из того, что требование в размере 20 818 321 руб. 59 коп., из которых 10 621 591 руб. 99 коп. - основного долга (непогашенного аванса), 10 196 729 руб. 60 коп. - пени (за нарушение срока сдачи работ) основано на обязательственных отношениях, существующих между Росжелдором, ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" и обществом "Омсктранспроект", в связи с чем ФНС России является неуполномоченным лицом на подачу заявления в части включения в реестр требований кредиторов должника требования, вытекающего из государственного контракта от 05.10.2009 в„– 532 д. При этом судом установлено, что между обществом "Омсктранспроект" и Российской Федерацией гражданско-правовые правоотношения по поводу спорной суммы отсутствуют, к обязательным платежам данная сумма не относится. Кроме того, для оплаты работ заключено инвестиционное соглашение от 05.06.2009 в„– А7-25-с/09 и для обеспечения эффективности капитальных вложений при проведении работ заключен государственный контракт от 05.10.2009 в„– 533д, стороной которых должник не является.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, считает выводы судов правомерными.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 в„– 257 и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 в„– 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 в„– 257 по запросу уполномоченного органа таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам или денежным обязательствам и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно приложению в„– 2 к Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 в„– 257, к числу органов, требования которых представляет уполномоченный орган в делах о банкротстве, отнесены:
1. Министерство финансов Российской Федерации;
2. Федеральное агентство по государственным резервам;
3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
4. Федеральная таможенная служба;
5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
6. Орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
7. Фонд социального страхования Российской Федерации;
8. Федеральная служба судебных приставов;
9. Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 в„– 397, Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Поскольку заявление о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 20 818 321 руб. 59 коп. подано лицом, не являющимся стороной обязательственного правоотношения, на котором основано заявленное требование, и не уполномоченным на предъявление требований Росжелдора, суд первой инстанции правомерно отказал ФНС России в удовлетворении ее заявления.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых определения и постановления судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены принятых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется. В этой связи кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 по делу в„– А46-7761/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
О.В.КАДНИКОВА

Судьи
С.А.ДОРОНИН
В.А.ЛОШКОМОЕВА


------------------------------------------------------------------