Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2016 N Ф04-2896/2016 по делу N А75-10948/2015
Требование: О возмещении вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Обстоятельства: На предоставленном в пользование обществу лицензионном участке произошел разлив нефти, на загрязненном участке обнаружено существенное превышение над фоном по нефтепродуктам. Общество в добровольном порядке ущерб, причиненный правонарушением, не возместило.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка и площадь загрязнения подтверждены, расчет ущерба произведен в соответствии с утвержденной Методикой и признан верным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А75-10948/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Мейранс А.Г. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 11.11.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 24.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А75-10948/2015 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, город Нефтеюганск, улица Ленина, 26, ИНН 8604035473,ОГРН 1058602819538) о возмещении вреда в размере 937 000 руб.
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Дзыгман И.О. по доверенности от 01.01.2016.
Суд

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") о возмещении вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в сумме 937 000 руб.
Решением от 11.11.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 24.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "РН-Юганскнефтегаз" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, возмещение причиненного почвам вреда осуществлено им в натуре посредством проведения работ по ликвидации последствий нефтеразлива, поэтому основания для дополнительного взыскания денежных средств отсутствуют; судами не учтено уменьшение степени загрязнения участка, не дана оценка представленным им результатам количественного химического анализа проб почвы.
Общество полагает, что при расчете вреда должны применяться показатели, являющиеся актуальными на момент рассмотрения дела (протокол от 30.10.2015 в„– 5785), а также Региональный норматив "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.12.2004 в„– 466-п (далее - Региональный норматив).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судам, 05.02.2014 вследствие некатегорийного отказа промыслового трубопровода (нефтепровод "d 114х5 мм куст 108а-ЗУ-716") на Усть-Балыкском лицензионном участке, предоставленном в пользование ООО "РН-Юганскнефтегаз", произошел разлив нефти, площадь загрязнения земельного участка составила 0, 0937 га.
В соответствии с информацией, предоставленной Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, данный нефтезагрязненный участок расположен вне границ лесного фонда.
Согласно актам отбора проб почвы от 17.06.2014 в„– в„– 148, 149, протоколам количественного химического анализа почв в„– в„– 148, 149, заключению федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" от 30.06.2014 в„– 239/СИ на загрязненном участке обнаружено превышение над фоном по нефтепродуктам в 6,1 раза.
Претензией управления от 12.12.2014 в„– 02-3/9912 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб в сумме 937 000 руб., рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 в„– 238 (далее - Методика в„– 238).
Поскольку обществом в добровольном порядке вред возмещен не был, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из того, что в силу статей 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 1, 3, 4, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 в„– 8-П общество, являясь владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный почвам в результате произошедшей на нефтепроводе аварии. При этом суды признали верным произведенный управлением расчет ущерба, отклонив доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" о возмещении им вреда в натуре и уменьшении степени загрязнения земельного участка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 1 статьи 77 Закона в„– 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца 2 пункта 1 статьи 78 Закона в„– 7-ФЗ, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 в„– 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Закона в„– 78-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка, площадь загрязнения установлены судами двух инстанций, подтверждены материалами дела и обществом по существу не оспариваются.
Довод общества о том, что возмещение вреда в натуре является самостоятельным способом возмещения вреда, наряду с возмещением причиненных убытков соответствует действующему законодательству (статья 1082 ГК РФ).
Вместе с тем восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре; предполагает работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации.
Проанализировав постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 в„– 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 в„– 525/67, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований полагать, что выполненные обществом работы на загрязненном участке связаны с его рекультивацией и результатом их осуществления явилось восстановление нарушенного состояния окружающей среды, поскольку в материалы дела не представлены ни проект рекультивации, ни акт приемки-сдачи рекультивированных земель.
Расчет ущерба произведен управлением в соответствии с Методикой в„– 238. Суды, проверив указанный расчет, признали его верным.
Методика в„– 238 предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах (далее - ПДК).
Согласно пункту 6 названной Методики степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв. При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения такого норматива применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения (то есть условно-фоновые концентрации).
Из материалов дела усматривается, что ввиду отсутствия установленного норматива качества окружающей среды для почв, управление Росприроднадзора сравнивало величины показателей загрязняющих веществ на загрязненном участке со значениями концентрации этих веществ в фоновой пробе с незагрязненного участка.
Довод ООО "РН-Юганскнефтегаз" о необходимости использования при расчете вреда Регионального норматива несостоятелен, поскольку данный норматив утвержден в целях применения контролирующими органами и хозяйствующими субъектами при оценке состояния почв и земель после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ, тогда как в рассматриваемом случае доказательства проведения таких работ отсутствуют.
При этом установленный Методикой в„– 238 порядок исчисления ущерба не предусматривает возможности перерасчета его размера исходя из показателей, полученных после проведения обществом работ по ликвидации последствий аварии.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковое заявление управления о взыскании с общества ущерба, причиненного почве, в размере 937 000 руб.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11.11.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-10948/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------