Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2016 N Ф04-2936/2016 по делу N А75-10706/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты арендной платы и обязании внести изменения в договоры аренды в части расчета арендной платы.
Обстоятельства: Сторонами заключены договоры аренды земельных участков на землях населенных пунктов. Общество посчитало, что при расчете арендной платы муниципалитет применил ставки, не соответствующие действующему законодательству, так как расположенные на арендуемых участках объекты недвижимости относятся к объектам системы электроснабжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не приведено нормативно-правовых оснований для отнесения объектов, расположенных на арендуемых участках, к объектам системы электроснабжения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А75-10706/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2015 (судья Заболотин А.Н.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу в„– А75-10706/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (628634, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, мкр. Нижневартовская ГРЭС, промзона, ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330)
к администрации Нижневартовского района (628647, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Новоаганск, ул. Новая, д. 101, ИНН 8620019126, ОГРН 1098603003520)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами и возложении обязанности внести изменения в договоры аренды.
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" - Кадыров Э.М. на основании доверенности от 04.03.2016 в„– 97;
администрации Нижневартовского района - Колокольцев А.Н. на основании доверенности от 14.09.2015 в„– 1-652.
Суд

установил:

Закрытое акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - ЗАО "Нижневартовская ГРЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации Нижневартовского района (далее - администрация) о взыскании 19 927 304,65 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты арендной платы, 723 998,27 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и возложении обязанности внести изменения в договоры аренды в части расчета арендной платы.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ЗАО "Нижневартовская ГРЭС", указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По утверждению подателя кассационной жалобы, судами в полном объеме не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение при разрешении спора, не применены нормы права, подлежащие применению (часть 4 статьи 39.7, подпункт 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, а представитель администрации высказался против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2008 году между администрацией и ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" на основании постановления главы Нижневартовского района от 18.04.2008 в„– 394 и постановления главы Нижневартовского района от 04.08.2008 в„– 775 были заключено восемь договоров аренды земельных участков на землях населенных пунктов с дополнительными соглашениями.
Согласно условиям спорных договоров аренды, арендная плата в период с 31.08.2013 по 2 квартал 2015 года за пользование земельными участками рассчитывалась в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 в„– 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов".
Полагая установление при расчете арендной платы за спорные земельные участки ставок арендной платы в размере 3% и 5% в нарушение требований действующего законодательства, без соблюдения положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ в„– 582), Приказа Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 в„– 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 в„– 347), считая в этой связи, что администрацией неосновательно получены денежные средства, ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и приведенные сторонами доводы, судебные инстанции пришли к выводу о необоснованности заявленных требований, руководствуясь положениями статей 39.7, 65 Земельного кодекса РФ, статьями 168, 1102 Гражданского кодекса РФ, исходя из положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582, Приказа Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 в„– 347, приняв во внимание Обзор практики Верховного Суда РФ в„– 2 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015 (вопрос 7).
Судебные инстанции, установив, что арендуемые земельные участки являются землями, государственная собственность на которые не разграничена, указали на неприменение Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582, Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2013 в„– 347 при определении размера арендной платы по спорным договорам аренды земельных участков.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 16.07.2009 в„– 582, следует, что содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Судами с учетом разъяснений, изложенных в утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда РФ Обзоре судебной практики в„– 2 (2015), отмечено, что положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582 не распространяются на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Утвержденные Постановлением от 16.07.2009 в„– 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Материалами дела подтверждено, что арендная плата в спорный период рассчитывалась в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 в„– 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов".
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Если иное не установлено Земельным кодексом РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, на который ссылается в своих доводах общество, определено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, в частности относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
По утверждению общества, расположенные на арендуемых земельных участках объекты недвижимости относятся к объектам системы электроснабжения, следовательно, размер арендной платы в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 в„– 582 подлежит расчету с учетом пункта 1 приказа Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 в„– 347.
Из содержания спорных договоров аренды земельных участков не усматривается, что арендуемые земельные участки предоставлены для размещения тепловой станции, а расположенные на них объекты и сооружения относятся к объектам системы энергоснабжения.
Указание общества на то, что ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" определена в постановлении администрации Нижневартовского района от 26.06.2014 в„– 1216 как единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения поселка городского типа Излучинск, само по себе, как и ссылка на письмо Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО - Югры от 13.05.2016 в„– 33-Исх-2277, не свидетельствуют о безусловном отнесении находящихся на арендуемых земельных участках объектов к объектам (сооружениям), обслуживающим тепловую станцию.
Обществом не приведено каких-либо нормативно-правовых оснований, а также обстоятельств для отнесения объектов, расположенных на спорных арендуемых земельных участках (укрупненно-сборочная площадка, здание с административно-бытовым корпусом, здания лабораторно-бытовых корпусов, здание гаража с закрытой стоянкой, здание диспетчерской базы и гаражных боксов, здания масло хозяйства, автомобильная дорога) к объектам системы электроснабжения.
При таких обстоятельствах требование общества об определении размера арендной платы спорных земельных участков в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 в„– 347 не подлежало удовлетворению.
Исходя из установленных обстоятельств, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов об отказе в удовлетворении иска, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а фактически основаны на иной оценке доказательств, что не может подтверждать незаконность принятых судебных актов.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами норм права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами при принятии судебных актов.
При разрешении спора судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 по делу в„– А75-10706/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.ТИХОМИРОВ


------------------------------------------------------------------