Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.2016 N Ф04-900/2016 по делу N А46-4390/2015
Требование: О признании незаконным отказа в допуске к свободной мощности газопровода и подаче газа, обязании разрешить допуск и произвести подачу газа в присоединенные законченные строительством газопроводы.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик препятствует недискриминационному доступу к свободным мощностям принадлежащих ему газотранспортных и газораспределительных сетей.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства соблюдения процедуры технологического присоединения, истец не подпадает под определение заявителя, обладающего правом инициирования данной процедуры.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу в„– А46-4390/2015

Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Забоева К.И.,
судей Севастьяновой М.А.,
Туленковой Л.В.,
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" на решение от 31.07.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Аристова Е.В.) и постановление от 11.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Семенова Т.П., Зорина О.В., Шарова Н.А.) по делу в„– А46-4390/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" (644007, Омская область, город Омск, улица Яковлева - улица Гусарова, дом 163/45, корпус 1, ОГРН 1105543016028, ИНН 5503220570) к открытому акционерному обществу "Омскгазстройэксплуатация" (644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, здание сельской администрации, ОГРН 1085543024599, ИНН 5528201579) о признании незаконным отказа в допуске к свободной мощности, понуждении к совершению действий.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Юза-Инвест", администрация Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" (далее - ООО "Межоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Омскгазстройэксплуатация" (далее - ОАО "Омскгазстройэксплуатация") о признании незаконным отказа в допуске к свободной мощности газопровода "Межпоселковый газопровод от села Звонарев Кут до деревни Кошкарево, деревни Круч, деревни Гауф с отводом к комбинату быстровозводимых домов у деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области" (шифр проекта 2014-09П/3В) и подаче газа в присоединенные законченные строительством газопроводы: "Газоснабжение деревни Кошкарево Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/2); "Газоснабжение деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/1).
Также истец просил обязать ответчика разрешить допуск к свободной мощности газопровода "Межпоселковый газопровод от села Звонарев Кут до деревни Кошкарево, деревни Круч, деревни Гауф с отводом к комбинату быстровозводимых домов у деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области" (шифр проекта 2014-09П/3В), открыв отключающее устройство, диаметр 50 мм, в точке подключения ПК01+2,0, и произвести подачу газа в присоединенный законченный строительством газопровод "Газоснабжение деревни Кошкарево Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/2); обязать ответчика разрешить допуск к свободной мощности газопровода "Межпоселковый газопровод от села Звонарев Кут до деревни Кошкарево, деревни Круч, деревни Гауф с отводом к комбинату быстровозводимых домов у деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области" (шифр проекта 2014-09П/3В), открыв отключающее устройство, диаметр 50 мм, в точке подключения ПК02+2,5, и произвести подачу газа в присоединенный законченный строительством газопровод "Газоснабжение деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Юза-Инвест" (далее - ООО "Юза-Инвест"), администрация Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее - администрация).
Решением от 31.07.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Межоблгаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы ООО "Межоблгаз" приводит следующие доводы: вывод судов о том, что спорные правоотношения регулируются положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила в„– 1314), является ошибочным; ОАО "Омскгазстройэксплуатация", пользуясь доминирующим положением, нарушая нормы Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), а также постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 в„– 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" (далее - Положение в„– 1370), препятствует недискриминационному доступу к свободным мощностям принадлежащих ему газотранспортных и газораспределительных сетей.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омскгазстройэксплуатация" возражает против доводов истца, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Ответчик указывает, что выводы судов являются обоснованными, инициирование настоящего судебного спора имеет целью подключение вновь созданных газораспределительных сетей без оформления гражданско-правовых отношений по подключению объекта, что является недопустимым.
Лица, участвующие в деле, своим правом на участие в судебном заседании суда кассационной инстанции не воспользовались, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, что письмом от 13.02.2015 в„– 29 истец обратился к ответчику с просьбой согласно техническим условиям от 30.09.2014 в„– 2391, в„– 2392 открыть задвижки для присоединения законченных строительством объектов: "Газоснабжение деревни Кошкарево Азовского немецкого национального муниципального района Омской области"; "Газоснабжение деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области".
Письмами от 19.02.2015 в„– 03-04/202-ОАО, от 31.03.2015 в„– 03-04/372-ОАО ответчик уведомил истца со ссылкой на Правила в„– 1314 о невозможности подключения объектов, поскольку ООО "Юза-Инвест" не получало технических условий и не заключало договор о подключении.
Из материалов дела следует, что администрацией Звонаревокутского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области выданы технические условия от 30.09.2014 в„– 2391, в„– 2392 на технологическое присоединение распределительных газопроводов в деревне Кошкарево, деревне Круч к межпоселковому газопроводу от села Звонарев Кут до деревни Кошкарево, деревни Круч, деревни Гауф с отводом к комбинату быстровозводимых домов у деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области" (шифр проекта 2014-09П/3В).
Указанные технические условия переданы ООО "Юза-Инвест" сопроводительными письмами от 01.10.2014 в„– 223, в„– 224.
Согласно положительным заключениям негосударственной экспертизы от 20.10.2014 в„– 4-1-1-0106-14 и от 28.10.2014 в„– 4-1-1-0112-14 заявителем (техническим заказчиком, застройщиком) является ООО "Юза-Инвест".
Акты от 22.12.2014 приемки законченных строительством объектов газораспределительной системы - "Газоснабжение деревни Кошкарево Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/2); "Газоснабжение деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/1) подписаны представителем заказчика ООО "Юза-Инвест".
Договор об оказании услуг по технической эксплуатации объектов газоснабжения от 12.05.2014 в„– 293/14 заключен между ООО "Межоблгаз" (исполнитель) и ООО "Юза-Инвест" (заказчик).
Впоследствии объекты "Газоснабжение деревни Круч Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/1) и "Газоснабжение деревни Кошкарево Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, 1-й пусковой комплекс" (шифр проекта Ю.АННМР-974/2) введены администрацией в эксплуатацию на основании разрешений от 03.03.2015 в„– RU 55501000-04, в„– RU 55501000-05.
Истец, считая, что ответчик препятствует недискриминационному доступу к свободным мощностям принадлежащих ему газотранспортных и газораспределительных сетей, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что инициирование настоящего судебного спора предполагает возможность фактического подключения вновь созданных газораспределительных сетей вне оформления гражданско-правовых отношений по подключению объекта, что является недопустимым.
Восьмой арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов о необходимости применения в настоящем деле положений Правил в„– 1314.
Согласно пункту 1 Правил в„– 1314 они определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Судами установлено, что истец является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по транспортировке газа населению в рамках заключенного с закрытым акционерным обществом "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск") договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 30.12.2014 в„– 36-3-0002 (2014), по условиям которого истец получает от ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" (ГСО) газ и транспортирует его до абонентов, с которыми ГСО заключены договоры газоснабжения. На это истец указывал и в исковом заявлении.
Как указано в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 в„– 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", под газораспределительными организациями понимаются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям; под газотранспортной организацией понимается обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении, определяющей основные понятия отношений в сфере газоснабжения в Российской Федерации: газораспределительная система - это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
В судебных актах установлено, что истец является организацией, оказывающей услуги по технической эксплуатации газопровода, а также лицом, осуществляющим транспортировку газа в интересах газоснабжающей организации, то есть представляет собой газотранспортную организацию, а ответчик имеет статус газораспределительной организации.
Согласно статье 23.2 Закона о газоснабжении затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 2 Правил в„– 1314, определяющему понятия, используемые в данном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, под заявителем понимается юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения. Исполнителем признается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства;
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения определен в пункте 3 Правил в„– 1314 и предполагает:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдачу технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В силу пункта 35 Правил в„– 1314 при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок. Газораспределительная организация в течение десяти рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет новому правообладателю земельного участка переоформленные на него технические условия. Срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил в„– 1314).
Согласно пункту 60 Правил в„– 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами (пункт 62 Правил в„– 1314).
Для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю) (пункт 63 Правил в„– 1314).
В соответствии с пунктом 97 Правил в„– 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; г) проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий; д) осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
В силу пункта 98 Правил в„– 1314 исполнитель обязан: а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения; б) проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя; г) по запросу заявителя не позднее десяти дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Заявитель обязан: а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению; б) представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации); в) в случае внесения изменений в проект газоснабжения, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях; г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для проверки выполнения заявителем технических условий; д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении (пункт 100 Правил в„– 1314).
Как верно установили суды, спорные правоотношения находятся на стадии урегулирования вопроса соблюдения нормативно-технических требований при фактическом создании линейного объекта, равно как и урегулирования гражданско-правовых отношений по подключению вновь созданного объекта - линейного сооружения к существующим сетям газораспределения. Из материалов дела следует, что требования истца к ответчику направлены на подключение построенных газопроводов к существующим сетям газоснабжения, которыми владеет ответчик.
В связи с изложенным, указанные действия подлежат осуществлению по заявлению правообладателя земельного участка, который должен обратиться с соответствующей просьбой к газораспределительной организации - ответчику. Вместе с тем доказательства осуществления данных действий в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим, судами правильно применены положения Правил в„– 1314, а довод истца о нарушении требований Положения в„– 1370 является ошибочным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения процедуры технологического присоединения, и истец не подпадает под определение заявителя, обладающего правом инициирования данной процедуры.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными статьей 286 АПК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, правильно определили спорные правоотношения, с достаточной полнотой выяснили имеющие существенное значение для дела обстоятельства.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 31.07.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-4390/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
К.И.ЗАБОЕВ

Судьи
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
Л.В.ТУЛЕНКОВА


------------------------------------------------------------------