Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2704/2016 по делу N А46-8868/2015
Требование: О признании права собственности на объекты недвижимости.
Обстоятельства: Спорные объекты были построены истцом, введены в эксплуатацию и числятся в бухгалтерском учете в составе основных средств филиала истца. В государственной регистрации права было отказано. Истец полагает, что права третьих лиц не нарушены, объекты построены с соблюдением строительных, градостроительных, пожарных и санитарных норм и правил.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказаны получение истцом разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию или то, что их получение не требовалось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу в„– А46-8868/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Лошкомоевой В.А.,
Мелихова Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть - Западная Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2015 (судья Т.А. Воронов) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2016 (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу в„– А46-8868/2015 по иску акционерного общества "Транснефть - Западная Сибирь" (644033, город Омск, улица Красный путь, 111, 1, ИНН 5502020634, ОГРН 1025500514489) к администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании права собственности.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Транснефть - Западная Сибирь" Матыцина Е.С. по доверенности от 08.12.2015 в„– 550/15/22.
Суд

установил:

акционерное общество "Транснефть-Западная Сибирь" (далее по тексту - общество "Транснефть - Западная Сибирь", истец, кассатор) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к администрации города Омска (далее по тексту - Администрация, ответчик) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- дорогу подъездную (инвентарный в„– 0201793995), кадастровый номер: 55:36:030114:4387, местоположение: город Омск, Советский автономный округ, поселок Николаевка, относительно производственной базы по адресу улица Загородная, дом 241;
- пункт тепловой центральный (инвентарный в„– 0201794003), кадастровый номер: 55:36:030114:3373, местоположение: город Омск, Советский автономный округ, улица Загородная, дом 241;
- внутриплощадочную дорогу ОРСУ (инвентарный в„– 0201935142), кадастровый номер: 55:36:030115:3084, местоположение: город Омск, Советский автономный округ, переулок Нефтяной, дом 20, территория центральной базы производственного обслуживания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество "Транснефть - Западная Сибирь" просит отменить решение от 24.11.2015 и постановление от 19.03.2016, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на акты рабочих комиссий, которыми, по мнению истца, подтверждается факт создания объектов недвижимости в соответствии с действовавшим на момент их создания законодательством Российской Федерации. Полагает, что судами не были учтены положения писем Госстроя Российской Федерации от 09.07.1993 в„– БЕ-19-11/13 "О Временном положении по приемке законченных строительством объектов" и от 05.11.2001 в„– ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов". Утверждает, что на момент ввода объектов в эксплуатацию государственные приемочные комиссии отсутствовали; строительство спорных объектов недвижимости было осуществлено с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил; все объекты недвижимости были возведены на земельных участках, предоставленных истцу. Также истец ссылается на то, что объекты недвижимости фактически были построены в 1996, 1997 и 2011 годах, следовательно, условие о получении в настоящее время в установленном порядке надлежащим образом оформленных разрешений для общества "Транснефть - Западная Сибирь" является невыполнимым, то есть выводы судов первой и апелляционной инстанций о непринятии истцом мер по легализации самовольных построек свидетельствуют о неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для данного дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу опровергает изложенные к ней доводы, просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, в обоснование исковых требований общество "Транснефть - Западная Сибирь" приводит следующие обстоятельства.
Подъездная дорога к производственной базе в поселке Николаевка (адрес: город Омск, улица Загородная, дом 241) от диспетчерской (адрес: город Омск, улица Загородная, дом 242) была построена обществом "Транснефть - Западная Сибирь" (прежнее наименование - акционерное общество открытого типа "Транссибнефть") в 1996 году и введена в эксплуатацию на основании акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 10.10.1996, утвержденного генеральным директором общества Чемакиным М.П. приказом от 01.11.1996 в„– 275.
Часть подъездной дороги (от диспетчерской до разворотной площадки поселка Николаевка) была включена в автодорогу "улицы Загородная" (идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 022), на которую 16.04.2013 было зарегистрировано право муниципальной собственности города Омска.
Согласно кадастровому паспорту сооружения (подъездной дороги) от 06.08.2014 в„– 55/201/14-308667 и техническому плану сооружения от 23.07.2014 протяженность подъездной дороги составляет 292 м, а площадь застройки 1 616 кв. м.
Подъездная дорога расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:4393, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 18.09.2014 в„– 55/201/14-383656.
В настоящий момент между обществом "Транснефть - Западная Сибирь" и Департаментом имущественных отношений администрации города Омска заключен договор аренды от 20.11.2014 в„– Д-С-25-10833 на предоставление обществу "Транснефть - Западная Сибирь" земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 2 490 кв. м, кадастровый номер: 55:36:030114:4393, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: производственная база. Участок находится примерно в 45 м от ориентира по направлению на северо-запад. Цель использования вышеуказанного земельного участка: для целей, не связанных со строительством, для размещения подъездной дороги к производственной базе. Разрешенное использование: земли общего пользования, для целей, не связанных со строительством, для размещения подъездной дороги к производственной базе.
Указанный объект числится в бухгалтерском учете в составе основных средств филиала Омского районного нефтепроводного управления общества "Транснефть - Западная Сибирь" с 10.02.1996 (год постройки 1996).
При обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: сооружение с кадастровым номером 55:36:030114:4387, местоположение: город Омск, Советский автономный округ, поселок Николаевка, относительно производственной базы по адресу улица Загородная, дом 241, обществом "Транснефть - Западная Сибирь" был получен отказ в государственной регистрации права от 06.05.2015 в„– 55-55-01/276/2014-96.
Пункт тепловой центральный был построен обществом в 1997 году и введен в эксплуатацию на основании акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 18.12.1997, утвержденного генеральным директором общества "Транснефть - Западная Сибирь" Чемакиным М.П. приказом от 23.12.1997 в„– 295.
Согласно кадастровому паспорту здания (пункта теплового центрального) от 01.10.2014 в„– 55/201/14-406746, техническому плану здания от 20.07.2014, техническому паспорту нежилого строения от 12.11.1999 площадь здания составляет 190,9 кв. м.
Вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3001, что подтверждается техническим планом здания от 20.07.2014.
В настоящий момент между обществом "Транснефть - Западная Сибирь" и Департаментом имущественных отношений администрации города Омска заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 10.10.2007 в„– ДГУ-С-13-410 (срок аренды - 49 лет).
Указанный объект числится в бухгалтерском учете в составе основных средств филиала Омского районного нефтепроводного управления общества "Транснефть - Западная Сибирь" с 31.12.1997 (год постройки 1997).
При обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 55:36:030114:3373, местоположение: город Омск, улица Загородная, дом 241, обществом "Транснефть - Западная Сибирь" был получен отказ в государственной регистрации права от 30.04.2015 в„– 55-55-01/269/2014-83.
Внутриплощадочные дороги ОРСУ были построены обществом "Транснефть - Западная Сибирь" в 2001 году и введены в эксплуатацию на основании акта о приемке законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденного генеральным директором открытого акционерного общества "Транссибнефть" Дмитровым А.Ф. приказом от 31.10.2001 в„– 541.
Согласно кадастровому паспорту сооружения (внутриплощадочных дорог ОРСУ) от 06.08.2014 в„– 55/201/14-308731, техническому плану сооружения от 23.07.2014 площадь застройки сооружения составляет 38 409 кв. м.
Вышеуказанное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030115:3084, что подтверждается техническим планом сооружения от 23.07.2014 и кадастровым паспортом сооружения от 06.08.2014 в„– 55/201/14-308731.
В настоящий момент между обществом "Транснефть - Западная Сибирь" и Департаментом имущественных отношений администрации города Омска заключен договор аренды от 07.11.2007 в„– ДГУ-С-13-439 земельного участка с кадастровым номером 55:36:030115:3084 (срок аренды - 49 лет).
Указанный объект числится в бухгалтерском учете в составе основных средств филиала Омского районного нефтепроводного управления общества "Транснефть - Западная Сибирь" с 31.10.2001 (год постройки 2001).
При обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: сооружение с кадастровым номером 55:36:030115:3304, местоположение: город Омск, Советский автономный округ, переулок Нефтяной, дом 20, территория центральной базы производственного обслуживания, обществом "Транснефть - Западная Сибирь" был получен отказ в государственной регистрации права от 28.04.2015 в„– 55-55-01/269/2014-85.
Ссылаясь на то, что сохранение указанных объектов, строительство которых выполнено с соблюдением строительных, градостроительных норм и правил, в соответствии с пожарными и санитарными нормами и правилами, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности на спорные объекты недвижимого имущества на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
Анализ приведенных норм права позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что приобретение права собственности на самовольную постройку возможно в исключительных случаях, если лицо имеет вещное право на земельный участок и им соблюдено целевое назначение этого земельного участка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом разъяснений, сформулированных в пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд правомерно возложил на истца бремя доказывания его обращения за выдачей разрешения на строительство и/или акта на ввод спорных объектов в эксплуатацию, а также отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан самовольными постройками истца.
Таких обстоятельств обществом "Транснефть - Западная Сибирь" в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
При этом суд установил, что на момент осуществления строительства спорных объектов недвижимого имущества действовали постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 в„– 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и СНиП "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (СНиП 3.01.04-87, введены 01.01.1988), которые предусматривали приемку всех без исключения завершенных строительством объектов государственными приемочными комиссиями (пункт 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 в„– 105, раздел 4 СНиПа 3.01.04-87).
В период строительства спорных объектов обязанность выдавать застройщикам разрешения на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые исполнительные комитеты (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 в„– 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках").
Постановлением Совета министров РСФСР от 08.06.1981 в„– 302 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" установлено, что приемка в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми по объектам местного подчинения - исполкомами районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов.
Согласно пункту 8 постановления Совета министров СССР от 23.01.1981 в„– 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В актах дается оценка качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений, предусмотренных проектом. Дата подписания акта государственной приемочной комиссией считается датой создания объекта недвижимости и датой ввода объекта в эксплуатацию.
Пунктом 4.24 СНиПа 3.01.04-87 установлено, что приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными в соответствующей форме. В силу пункта 4.27 СНиПа 3.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию.
Доказательств получения истцом разрешений на строительство объектов и на ввод объектов в эксплуатацию истцом не представлено, как и не представлено доказательств того, что спорные объекты недвижимости отнесены к числу объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.
Истцом также не доказано, что земельные участки, на которых расположены спорные объекты, предоставлены ему для целей, связанных со строительством объектов.
Право бессрочного пользования на земельный участок, на котором расположен объект - подъездная дорога к производственной базе в поселке Николаевка, оформлено после строительства объекта (объект сдан рабочей комиссии в 1996 году, свидетельство о праве на земельный участок - в 1997). Предоставление земельных участков в бессрочное пользование согласно постановлениям Главы администрации города Омска от 18.02.1994 в„– 86-п и от 27.10.1994 в„– 960-п также не связано со строительством спорных объектов.
При таких обстоятельствах довод истца о том, что строительство спорных объектов осуществлено в соответствии с действующим на тот момент порядком, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Утверждение общества "Транснефть - Западная Сибирь" о доказанности факта создания объектов недвижимости в соответствии с действовавшим на момент их создания законодательством Российской Федерации актами рабочих комиссий, обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на положения пункта 5 постановления Совета министров СССР от 23.01.1981 в„– 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которым рабочие комиссии, назначаемые заказчиком (застройщиком), должны проверить соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к нормальной эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и защите природной среды, качество строительно-монтажных работ и принять эти объекты до предъявления объектов государственным приемочным комиссиям.
Таким образом, приемка объектов рабочими комиссиями не может подменять собой приемку объектов государственной приемочной комиссией.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции учел разъяснения, сформулированные в пункте 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 в„– 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014.
В настоящем случае невозможность соблюдения установленного порядка строительства спорных объектов истцом не доказана и не обоснована.
Приведенные обществом "Транснефть - Западная Сибирь" в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о его несогласии с оценкой установленных по делу обстоятельств и не указывают на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм права.
При проверке законности обжалуемых решения и постановления судом кассационной инстанции не установлено нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2016 по делу в„– А46-8868/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Западная Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
О.В.КАДНИКОВА

Судьи
В.А.ЛОШКОМОЕВА
Н.В.МЕЛИХОВ


------------------------------------------------------------------