Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.02.2016 N Ф04-29275/2015 по делу N А70-6255/2015
Требование: Об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по организации содержания и ремонта тепловой сети и обязании организовать проведение ремонта.
Обстоятельства: Собственник теплотрассы указал, что спорная тепловая сеть долгое время являлась бесхозяйной, орган местного самоуправления не определил эксплуатирующую организацию для сети, не передал ее на обслуживание, что привело к аварийности последней.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку органом местного самоуправления предпринимаются все необходимые меры для передачи тепловой сети эксплуатирующей организации, кроме того, пропущен срок для обжалования бездействия органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу в„– А70-6255/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тантал" на решение от 26.08.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 24.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-6255/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тантал" (625035, город Тюмень, улица Республики, 160, ИНН 7203330409, ОГРН 1147232056388) к Администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) об оспаривании бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени, муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство", открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания", публичное акционерное общество "СУЭНКО", Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени.
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Тантал" - Фахрутдинов А.К. на основании протокола от 29.08.2014, Фахрутдинов А.А. по доверенности от 26.01.2016;
от Администрации города Тюмени - Фазилов Д.Р. по доверенности от 25.12.2015;
от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - Фазилов Д.Р. по доверенности от 28.12.2015;
от муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" - Доценко М.А. по доверенности от 21.12.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тантал" (далее - общество, ООО "Тантал") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Тюмени (далее - администрация) по организации содержания и ремонта муниципальной собственности - тепловой сети по улице Федюнинского, 4, города Тюмени и обязании организовать проведение ремонта тепловой сети в течение 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее - департамент имущественных отношений), муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее - МКУ "ТГИК"), открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (далее - ОАО "УТСК"), публичное акционерное общество "СУЭНКО" (далее - ПАО "СУЭНКО"), департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент городского хозяйства).
Решением от 26.08.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Тантал", ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 26.08.2015 и постановление от 24.11.2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
По мнению общества, выводы судов о пропуске им срока на обжалование бездействия администрации, а также о принятии администрацией в рамках действующего законодательства всех мер, направленных на организацию содержания и ремонта тепловой сети, являются необоснованными, сделаны без полного, всестороннего исследования и надлежащей оценки его доводов, фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и МКУ "ТГИК", соглашаясь с выводами судов, просят вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Тантал" является собственником теплотрассы протяженностью 240,6 метров, построенной в 2004 году в целях обеспечения централизованным теплоснабжением автозаправочной станции "Новая" (далее - АЗС), принадлежащей обществу и находящейся по адресу: город Тюмень, Червишевский тракт, 41.
Согласно договору на теплоснабжение от 16.03.2011 в„– Т-31162, заключенному между ОАО "УТСК" и закрытым акционерным обществом "Тантал" (правопреемником которого является ООО "Тантал"), АЗС подключена к системе теплоснабжения от тепловой сети по улице Федюнинского.
В сентябре 2012 года произошло аварийное повреждение на участке теплотрассы по улице Федюнинского в районе автоцентра "Хонда", который не входил в зону балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "Тантал", в результате чего до 18.10.2012 подача тепловой энергии на АЗС не производилась.
В связи с этим в октябре 2012 года ООО "Тантал" направило письменные обращения в ОАО "Тепло Тюмени" и в ОАО "УТСК" с просьбой устранить повреждения на теплотрассе, однако организации отказали в проведении ремонтных работ, поскольку данный участок тепловых сетей являлся бесхозяйным.
Письмом от 12.10.2012 ОАО "УТСК" просило департамент городского хозяйства определить организацию, которая будет ремонтировать и эксплуатировать данную тепловую сеть.
Письмами от 11.10.2012 и от 15.10.2012 ООО "Тантал" также просило департамент городского хозяйства определить эксплуатирующую организацию и незамедлительно провести ремонтно-восстановительные работы по устранению вышеуказанной аварии. При этом общество указало, что по имеющейся информации бесхозность вышеназванного участка тепловой сети была выявлена еще в 2011 году, о чем был проинформирован Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени.
24.10.2012 ОАО "УТСК" обратилось с письмом в Прокуратуру Центрального административного округа города Тюмени с просьбой провести проверку в отношении департамента городского хозяйства по вопросу нарушения обязанности по определению организации, обязанной осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и принять меры прокурорского реагирования.
Письмом от 23.11.2012 департамент городского хозяйства определил ОАО "Тепло Тюмени" теплосетевой организацией, которая обязана осуществлять содержание и обслуживание участка бесхозяйных тепловых сетей до принятия его в муниципальную собственность.
В ответе на данное письмо 04.03.2013 ОАО "Тепло Тюмени" сообщило департаменту городского хозяйства о невозможности принятия участка теплотрассы по причине нарушения порядка передачи бесхозяйного объекта и определения эксплуатирующей организации, попросило организовать его передачу по акту приема-передачи с указанием нормативных, технических характеристик, фактического состояния и технологической связи с теплосетевым имуществом, принадлежащим ОАО "Тепло Тюмени".
Письмом от 07.03.2013 администрация уведомила общество о том, что ОАО "Тепло Тюмени" определено в качестве организации, обслуживающей участок бесхозяйной тепловой сети до принятия данного участка в муниципальную собственность.
03.04.2013 ООО "Тантал" направило письменное обращение в адрес Главы Администрации города Тюмени с просьбой обязать департамент городского хозяйства исполнить в полном объеме требования действующего законодательства, изложенные в письме ОАО "Тепло Тюмени" от 04.03.2013 в„– 739.
07.05.2013 на данное письмо поступил ответ от департамента городского хозяйства, в котором было указано, что ОАО "Тепло Тюмени" 11.03.2013 направлен технический паспорт на спорную тепловую сеть.
31.05.2013 ООО "Тантал" вновь обратилось с просьбой принять на содержание и обслуживание участок тепловой сети по улице Федюнинского в ОАО "Тепло Тюмени", которое письмом от 24.06.2013 в„– 1312 сообщило о невозможности выполнения данной просьбы.
03.02.2015 общество письменно обратилось в департамент городского хозяйства и просило передать ОАО "Тепло Тюмени" - филиалу ОАО "СУЭНКО" все необходимые документы для принятия на баланс участка тепловой сети, если они еще не переданы до настоящего времени.
В своем ответе от 25.02.2015 департамент городского хозяйства сообщил, что тепловая сеть по улице Федюнинского, 4 (протяженностью 571 м) вошла в состав тепловой сети "улица Федюнинского - ТП 3", принята в муниципальную собственность и администрацией осуществляется процедура приемки данного объекта к бюджетному учету, после чего будет определена эксплуатирующая организация.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Тантал" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что администрация, действуя в рамках предоставленных бюджетных полномочий, предпринимает все необходимые меры для передачи тепловой сети эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Кроме того, суды сочли, что обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование бездействия администрации.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Названное законоположение с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.12.2013 в„– 1908-О, связывает начало течения срока на подачу заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, с моментом, когда заинтересованное лицо реально узнало о нарушении своих прав и законных интересов, определение которого должно производиться судом в каждом конкретном случае на основе совокупности фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Из материалов дела следует, что в заявлении, поданном в арбитражный суд 22.05.2015, ООО "Тантал" просило признать незаконным бездействие администрации по организации содержания и ремонта муниципальной собственности - тепловой сети по улице Федюнинского, 4.
В обоснование заявленного требования общество указало, что данная тепловая сеть долгое время являлась бесхозяйной, вследствие чего ее содержание никто не осуществлял; администрация в нарушение действующих норм не определила надлежащим образом эксплуатирующую организацию для спорной сети, не передала ее на обслуживание, что привело к аварийности последней.
Исследовав и оценив в порядке статей 71, 268 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что обществу стало известно о нарушении администрацией порядка определения организации, обязанной осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети, еще в марте 2013 года, когда в его адрес администрацией было направлено письмо от 07.03.2013.
При этом иную переписку общества с администрацией, департаментом городского хозяйства, ОАО "Тепло Тюмени" суды расценили как обсуждение уже установленного факта определения ОАО "Тепло Тюмени" теплосетевой организацией, которая обязана осуществлять содержание и обслуживание участка тепловой сети, и организационных вопросов по оформлению передачи спорных теплосетей.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о пропуске ООО "Тантал" предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации.
Из положений части 2 статьи 9, статьи 115, частей 1 и 2 статьи 117, части 4 статьи 198 АПК РФ, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 в„– 367-О следует, что заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Суд не может произвольно, по собственной инициативе без ходатайства восстановить пропущенный срок на подачу заявления в порядке главы 24 АПК РФ.
Мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием объективных причин, которые препятствовали своевременной подаче заявления и могли бы быть признаны уважительными, ООО "Тантал" представлено не было.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 31.01.2006 в„– 9316/05, от 19.04.2006 в„– 16228/05, от 31.10.2006 в„– 8837/06, от 06.11.2007 в„– 8673/07, от 26.07.2011 в„– 18306/10, пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока и отсутствие уважительных причин для его восстановления, являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, приняв во внимание, что тепловая сеть по улице Федюнинского, 4 была поставлена на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества 01.08.2013; государственная регистрация права муниципальной собственности на нее осуществлена 10.12.2014 на основании решения Калининского районного суда города Тюмени от 16.10.2014; приказом департамента имущественных отношений от 25.12.2014 в„– 7393 данная тепловая сеть принята МКУ "ТГИК" к бюджетному учету; необходимость определения рыночной стоимости тепловой сети в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суды первой и апелляционной инстанций сочли, что администрация, действуя в рамках предоставленных бюджетных полномочий, предпринимает все необходимые меры для передачи тепловой сети эксплуатирующей организацией.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ООО "Тантал" требования.
В целом доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к переоценке представленных сторонами доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.08.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-6255/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------