Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.01.2016 N Ф04-28897/2015 по делу N А03-4649/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ по невключению специализированного рынка в План организации рынков, обязании включить объект в данный План.
Обстоятельства: Общество при наличии разрешительной документации завершило первую очередь строительства розничного рынка, объект введен в эксплуатацию, зарегистрировано право собственности общества, подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое бездействие не позволяло осуществить деятельность по размещению рынка и использовать по целевому назначению объекты недвижимости, расположенные на участке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу в„– А03-4649/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационные жалобы Администрации Алтайского края и Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры на решение от 17.07.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 29.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Скачкова О.А., Ходырева Л.Е.) по делу в„– А03-4649/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа-Сервис" (656922, г. Барнаул, Павловский тракт, 307, ИНН 2223043724, ОГРН 1032202070823) к Администрации Алтайского края (656035, г. Барнаул, просп. Ленина, д. 59) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация г. Барнаула и Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовали представители: от Администрации Алтайского края Бакушина Е.В. по доверенности от 14.12.2015, от Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Бевзянков А.Г. по доверенности от 09.02.2015, от Администрации г. Барнаула Насыров О.И. по доверенности от 13.01.2016.
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Группа-сервис" (далее - ООО "Группа-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Алтайского края по не включению в План организации рынков на территории Алтайского края, основных требованиях к торговым местам и размерах площади рынков, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 08.05.2007 в„– 195 (далее - План организации рынков), специализированного рынка, находящегося по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307; об обязании включить указанный специализированный рынок в План организации рынков на территории Алтайского края, внеся соответствующие изменения в распоряжение от 22.12.2014 в„– 438-р.
Решением от 17.07.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены.
В кассационных жалобах Администрации Алтайского края и Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - управление), ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просят отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Группа-Сервис" требований.
По мнению Администрации Алтайского края и управления, решения судов по делам в„– А03-15298/2012, в„– А03-9278/13 и в„– А03-5354/2014 не имеют преюдициального значения; у Администрации Алтайского края отсутствует обязанность по включения рынка в План организации рынков; не включение спорного рынка в распоряжение администрации от 22.12.2014 в„– 438-р не нарушает права ООО "Группа-сервис", поскольку земельный участок предоставлен обществу на праве аренды, разрешение на право организации специализированного рынка у общества имеется, торговый объект функционирует.
В отзыве на кассационные жалобы Администрация г. Барнаула поддерживает доводы Администрации Алтайского края и управления.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации г. Барнаула от 12.10.2004 в„– 3096 предварительно согласовано место размещения обществом рынка по продаже автомобилей и запасных частей и примерные размеры намечаемой к отводу площади участка, расположенного по Павловскому тракту, 307.
Постановлением Администрации г. Барнаула от 08.02.2007 в„– 282 утверждены проект границ этого земельного участка площадью 5,2503 га и предоставление ООО "Группа-Сервис" названного участка в аренду сроком на пять лет, что явилось основанием для заключения с обществом договора от 09.02.2007 в„– 13324 аренды земельного участка.
На основании распоряжения от 18.06.2007 в„– 227 Администрация г. Барнаула выдала ООО "Группа-Сервис" разрешение в„– 9 на право организации специализированного рынка по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307, сроком до 01.06.2008.
Распоряжением Администрации г. Барнаула от 09.06.2008 в„– 177 указанное разрешение было продлено и ООО "Группа-Сервис" выдано новое разрешение от 09.06.2008 в„– 10 на право организации специализированного рынка по этому же адресу сроком до 01.06.2013.
После уточнения границ и площади спорного участка постановлением Администрации г. Барнаула от 15.08.2007 в„– 2535 был утвержден проект границ земельного участка площадью 9,0937 га для эксплуатации рынка по продаже автомобилей и запасных частей.
Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула ООО "Группа-Сервис" выдано разрешение от 01.09.2007 в„– 56 на строительство рынка по продаже автомобилей и запасных частей (первая очередь строительства), расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307.
По завершению первой очереди строительства Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула выдано ООО "Группа-Сервис" разрешение в„– RU 22302000-23 на ввод объекта в эксплуатацию.
ООО "Группа-Сервис" 31.03.2008 зарегистрировало право собственности на объекты, возведенные в ходе первой очереди строительства.
После этого ООО "Группа-Сервис" 16.05.2013 обратилось в Администрацию г. Барнаула с заявлением о продлении разрешения от 09.06.2008 в„– 10 с приложением соответствующих документов, в дополнение к которому 20.05.2013 представило свидетельство в„– 22 АГ 753712 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: "Административное здание. Литер: Б", общей площадью 64,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 307.
Постановлением от 06.06.2013 в„– 2040 Администрация г. Барнаула отказала ООО "Группа-Сервис" в продлении разрешения на право организации розничного рынка, которое по заявлению общества признано недействительным решением от 04.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу в„– А03-9278/2013, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 20.08.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Вступившим в законную силу решением от 25.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу в„– А03-6472/2014 признаны незаконными действия Администрации Алтайского края по исключению из Плана организации рынков спорного рынка при вынесении постановления от 28.06.2013 в„– 338 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 08.05.2007 в„– 195". Суд обязал Администрацию Алтайского края включить спорный рынок в План организации рынков.
Постановлением от 22.10.2014 в„– 491 внесены соответствующие изменения в постановление от 08.05.2007 в„– 195, постановлением от 18.12.2014 в„– 560 абзац 2 пункта 1 постановления от 08.05.2007 в„– 195 признан утратившим силу.
Постановлением от 29.12.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу в„– А03-5354/2014 признан незаконным отказ Главного управления имущественных отношений Алтайского края от исполнения договора от 24.02.2009 в„– 1256-з аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и от его продления, выраженный в уведомлении от 07.03.2014 в„– 24/2921. Суд обязал Главное управление имущественных отношений Алтайского края продлить указанный договор аренды на тех же условиях.
Между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и ООО "Группа-Сервис" подписано дополнительное соглашение от 03.04.2015 к указанному договору, которое 30.04.2015 зарегистрировано в установленном законом порядке.
При издании распоряжения от 22.12.2014 в„– 438-р Администрация Алтайского края не включила спорный рынок в План организации рынков, что послужило основанием для обращения ООО "Группа-Сервис" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 в„– 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон в„– 271-ФЗ) специализированный рынок - это розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Из содержания статьи 4 Закона в„– 271-ФЗ следует, что рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Указанным планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона в„– 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь названными нормами права, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод, что оспариваемое заявителем бездействие Администрации Алтайского края нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, так как не позволяют осуществлять деятельность по размещению рынка и использовать по целевому назначению объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что при рассмотрении настоящего дела не доказываются вновь обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами: постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2014 по делу в„– А03-5354/2014 признан незаконным отказ Главного управления имущественных отношений Алтайского края от исполнения договора от 24.02.2009 в„– 1256-з аренды земельного участка, суд обязал Главное управление имущественных отношений Алтайского края продлить указанный договор аренды на тех же условиях.
Решением от 04.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 27.08.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу в„– А03-9278/2013, признано незаконным постановление администрации г. Барнаула от 06.06.2013 в„– 2040 об отказе в продлении обществу разрешения на право организации розничного рынка. При этом суд обязал Администрацию г. Барнаула продлить ООО "Группа-Сервис" разрешение от 09.06.2008 в„– 10 на право организации специализированного рынка сроком на 5 лет.Постановлением от 29.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2013 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу в„– А03-15298/2012, установлено, что согласно фрагментам генерального плана застройки города часть арендуемого обществом земельного участка (как следствие места размещения Рынка) расположена в общественно-деловой зоне, а часть - в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, но градостроительный план земельного участка утвержден в установленном законом порядке, а согласно заключению государственной экспертизы схема планировочной организации земельного участка разработана в отведенных границах. Кроме того, территория рынка не являлась вновь отведенной, первичное разрешение на организацию выдано 18.06.2007, а земельный участок для размещения рынка первоначально определен постановлением администрации города от 12.10.2004, земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды сроком до 29.12.2019; на земельном участке построены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности; имеется действующее до 31.05.2018 разрешение на размещение специализированного рынка.
Указанные обстоятельства подтверждаются также вступившим в законную силу решением от 25.08.2014 Арбитражного суда Алтайского края по делу в„– А03-6472/2014, оставленным без изменения постановлением от 24.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 30.01.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты и отсутствие у Администрации Алтайского края правовых оснований для исключения спорного рынка из Плана организации рынков, обе судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.07.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-4649/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------