Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2016 N Ф04-27466/2015 по делу N А75-13383/2014
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Управлению жилищно-коммунального хозяйства предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на оказание услуг по разработке схем водоснабжения и водоотведения районных поселений, привести документацию в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе и отчитаться об исполнении предписания.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку условие в конкурсной документации о наличии действующей лицензии, выданной управлением ФСБ РФ, на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является законным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу в„– А75-13383/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 14.04.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 27.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А75-13383/2014 по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, поселок городского типа Междуреченский, улица Мира, 3, ИНН 8616001609, ОГРН 1028601393171) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, 12А, ИНН 8601009316 ОГРН 1028600512093) о признании недействительными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью ИВЦ "Энергоактив", отдел по организации закупок для обеспечения нужд Кондинского района.
Суд

установил:

Управление Жилищно-коммунального хозяйства администрации Кондинского района (далее - управление, ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, УФАС по ХМАО - Югре) о признании недействительными решения от 04.12.2014 в„– 03/ПА и предписания от 01.12.2014 в„– 03/ПА.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью ИВЦ "Энергоактив" (далее - ООО ИВЦ "Энергоактив"), отдел по организации закупок для обеспечения нужд Кондинского района (далее - отдел закупок).
Решением от 14.04.2015 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 27.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы считает, что поскольку конкурсная документация не содержала информацию о том, что исполнителю будет передана в том числе информация о головных сооружениях водопроводов или водоводов, их питающих, Комиссией сделан вывод о том, что для выполнения данных работ лицензия, выданная ФСБ РФ на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, не требуется.
В возражении на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражении на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 28.10.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение в„– 0187300003514000646 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке схем водоснабжения и водоотведения поселений Кондинского района.
ООО ИВЦ "Энергоактив", полагая, что в конкурсной документации установлено необоснованное требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, 24.11.2014 обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Решением от 04.12.2014 УФАС по ХМАО - Югре жалоба общества признана обоснованной, заказчик - нарушившим часть 6 статьи 31 Федерального закона в„– 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ).
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано управлению предписание об устранении нарушений Закона в„– 44-ФЗ, которым управление обязано:
1) отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по разработке схем водоснабжения и водоотведения поселений Кондинского района (извещение в„– 0187300003514000646);
2) с учетом принятого решения по рассмотрению жалобы ООО ИВЦ "Энергоактив" от 24.11.2014 в„– 2723-ж:
- внести изменения в документацию открытого конкурса и привести документацию в соответствие с требованиями Закона в„– 44-ФЗ;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.;
3) в срок до 15.12.2014 исполнить пункты 1 и 2 данного предписания;
4) в срок до 16.12.2014 представить в управление информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
ЖКХ, считая решение и предписание УФАС по ХМАО - Югре не соответствующим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что требование о наличии действующей лицензии, выданной Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - УФСБ РФ) на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установленное в конкурсной документации заказчиком, является законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из части 1 статьи 24 Закона в„– 44-ФЗ следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (частью 2 статьи 24 Закона в„– 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона в„– 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пункт 1 части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ предусматривает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ).
Судами установлено, что объектом закупки является право на оказание услуг по разработке схем водоснабжения и водоотведения поселений Кандинского района.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 в„– 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление в„– 782).
Подпунктами "а" и "в" пункта 7 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением в„– 782 (далее - Правила) при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе, документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон в„– 416-ФЗ) под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 2 статьи 38 Закона в„– 416-ФЗ и пунктом 5 Постановления в„– 782 предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.
Допускается разработка раздельных схем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий по основным ее видам (пункт 13 раздела 3.1.5 "Градостроительные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 в„– 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации").
Согласно пункту 9 раздела 3.1.5 указанной инструкции в плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются, в том числе и сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры.
Материалами дела установлено, что из пункта 3.4 раздела 3 "Технические и иные требования" Технической части конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке схем водоснабжения и водоотведения поселений Кондинского района исполнитель обязан руководствоваться при разработке схем водоснабжения и водоотведения генеральными планами муниципальных образований.
Из пункта 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 в„– 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" следует, что сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, отнесены к государственной тайне.
Статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 в„– 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон в„– 5485-1) предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела и представленные сторонами доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что требования конкурсной документации о наличии действующей лицензии, выданной УФСБ РФ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, являются правомерными, поскольку при разработке схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Кондинского района исполнителем будут использоваться документы с грифом "Секретно", результаты работ также будут содержать сведения, содержащие государственную тайну.С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии в действиях ЖКХ нарушений части 6 статьи 31 Закона в„– 137-ФЗ и удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию антимонопольного органа по делу, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в судах.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.04.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-13383/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------