Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 N Ф04-28097/2015 по делу N А70-4630/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения в части включения спорного здания в перечень зданий и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Обстоятельства: Общество указывает, что общая площадь офисов и сопутствующей инфраструктуры составляет 10 процентов от общей площади здания, что не позволяет классифицировать данное здание как предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку данное здание является административно-деловым центром, введено в эксплуатацию до 01.01.2009 и имеет общую площадь свыше 10000 квадратных метров.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. по делу в„– А70-4630/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Таксомоторный парк" на постановление от 23.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-4630/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "Таксомоторный парк" (625026, город Тюмень, улица Республики, 143; ОГРН 1027200824970, ИНН 7203046691) к Правительству Тюменской области (625004, город Тюмень, улица Володарского, 45; ОГРН 1057200699423, ИНН 7202136720), Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, город Тюмень, улица Сакко, 30,1; ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании распоряжения от 25.12.2014 в„– 2368 - рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" недействительным в части.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Таксомоторный парк" - Тарасов И.Н. по доверенности от 06.07.2015;
от Правительства Тюменской области -
от Департамента имущественных отношений Тюменской области -
Суд

установил:

закрытое акционерное общество "Таксомоторный парк" (далее - ЗАО "Таксомоторный парк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Правительству Тюменской области (далее - Правительство), Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о признании недействительным распоряжения от 25.12.2014 в„– 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение от 25.12.2014 в„– 2368-рп) в части включения в перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, здания по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.07.2015 заявленное Обществом требование удовлетворено, распоряжение от 25.12.2014 в„– 2368-рп признано недействительным в части подпункта 18 приложения о включении в перечень здания с кадастровым номером 72:23:0218005:4390, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 143, код КЛАДР 720000010000166; на Правительство и Департамент возложена обязанность исключить здание по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, кадастровый номер 72:23:0218005:4390, из Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налогового база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Таксомоторный парк" в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что один из видов разрешенного использования земельного участка является эксплуатация административных помещений. Вид разрешенного использования в данном случае (эксплуатация административно-производственных помещений и сооружений транспортного предприятия) комплексный, исходя из вида деятельности Общества (оказание услуг такси) невозможно отдельно осуществлять администрирование и отдельно производство.
Общество указывает, что общая площадь офисов и сопутствующей инфраструктуры составляет 10% от общей площади здания, что не позволяет относить данное здание как предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Земельный участок по адресу г. Тюмень, ул. Республики, 143 согласно Классификатору Минэкономразвития и статьи 60 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 в„– 154, не может без дополнительной проверки отнесен к одному виду разрешенного использования зоны общественно - деловой застройки специализированных центров обслуживания, так как имеет один вид разрешенного использования - для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений.
Реализация заявителем права на изменение разрешенного вида земельного участка затруднительна и не имеет правового значения для рассмотрения заявления о признании частично недействительным распоряжения от 25.12.2014 в„– 2368-рп.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент считает доводы Общества несостоятельными, а обжалуемый судебный акт - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2014 в„– 2368-рп, принятым во исполнение пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143 (кадастровый номер 72:23:0218005:4390), включено в перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - Перечень).
Земельный участок площадью 13 704, 1 кв. м, на котором расположено вышеуказанное здание, находится в общей долевой собственности, 327/342 доли в праве на данный участок принадлежит Обществу; указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений.
В вышеуказанном здании помещения общей площадью 10 422,1 кв. м принадлежат на праве собственности ЗАО "Таксомоторный парк".
Полагая, что указанный выше объект (здание) внесен в Перечень, утвержденный распоряжением от 25.12.2014 в„– 2368-рп, ошибочно, Общество обратилось в Департамент с заявлением от 30.01.2015 об исключении здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, из Перечня.
Рассмотрев заявление ЗАО "Таксомоторный парк", Департамент направил в адрес Общества письмо от 04.02.2015 в„– 02542/08-1, в котором указал на отсутствие оснований для исключения спорного здания из Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества.
Полагая, что оспариваемое распоряжение от 25.12.2014 в„– 2368-рп в части включения в соответствующий Перечень здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, не основано на нормах закона и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное Обществом требование, исходил из следующего:
- Департаментом не доказана правомерность отнесения спорного земельного участка к видам разрешенного использования земельных участков, установленным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 в„– 39; здание по ул. Республики, 143 не является административно-деловым центром в соответствии с параметрами, установленными частью 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения объектов в спорный Перечень;
- характеристика спорного объекта, содержащаяся в представленном в материалы дела техническом паспорте нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Республики, 143, и в экспликации к плану объекта недвижимости, не позволяет квалифицировать спорное здание в качестве административно-делового центра; общая площадь офисов и сопутствующей инфраструктуры составляет 10% от общей площади здания, что также не позволяет относить данное здание к числу предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- Департамент не осуществлял предусмотренные законодательством мероприятия в целях определения вида фактического использования объекта, при этом кадастровый паспорт от 11.06.2015 в„– 7200/201/15-181522, на который ссылается Департамент, не может быть принят во внимание, поскольку описание объекта недвижимого имущества, в пределах которого расположен спорный объект, не соответствуют действительным данным и характеристикам.Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Таксомоторный парк", руководствуясь положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, статьями 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 36, 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 в„– 154, которым утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени, Законом Тюменской области от 27.11.2003 в„– 172 "О налоге на имущество", пришла к выводу о том, что здание с кадастровым номером 72:23:0218005:4390, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, правомерно включено Правительством и Департаментом в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость такого имущества, поскольку данное здание является административно-деловым центром по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введено в эксплуатацию до 01.01.2009 и имеет общую площадь свыше 10 000 квадратных метров, то есть отвечает критериям, установленным частью 1 статьи 1.1 Закона Тюменской области от 27.11.2003 в„– 172 "О налоге на имущество".
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с положениями статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, судом апелляционной инстанцией верно указано, что из буквального содержания пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что нежилое здание может быть признано административно-деловым центром для целей налогообложения налогом на имущество организаций при условии, что такое здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Кроме того, суд обоснованно указал, что при установлении данного обстоятельства (расположения здания на земельном участке с соответствующим видом разрешенного использования) не имеет правового значения и не подлежит установлению и доказыванию то, что соответствующее здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Судами установлено и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства:
- согласно информации Департамента (изложенной в письмах от 04.02.2015 в„– 02542/08-1, от 18.05.2015 в„– 05837/08-1) здание с кадастровым номером 72:23:0218005:4390, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, включено в перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, именно в связи с тем, что такое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:02 18005:31, имеющем разрешенное использование "для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений";
- согласно кадастровой выписке от 12.01.2015 в„– 7200/201/15-2038 о земельном участке с кадастровым номером 72:23:02 18005:31 (на котором расположено спорное здание), спорный земельный участок имеет разрешенное использование "для эксплуатации административно-производственных помещений и сооружений";
- аналогичные сведения о разрешенном использовании земельного участка содержатся в кадастровом плане земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорное здание, принадлежащее ЗАО "Таксомоторный парк" и расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, отвечает условию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что является достаточным основанием для признания такого здания административно-деловым центром в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения налогом на имущество организаций.
При этом судом обоснованно указано на следующее:
- в соответствии с пунктом 8 статьи 36 и пунктом 4 статьи 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, следовательно, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 18005:31 определяет правовой режим такого участка и без приведения термина, определяющего вид разрешенного использования такого участка, в соответствие с классификацией, предусмотренной законодательством;
- ЗАО "Таксомоторный парк", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 18005:31, вправе изменить вид его разрешенного использования, установленный в момент внесения сведений об участке в государственный кадастр недвижимости в 2003 году, и привести его в соответствие с обозначенной выше классификацией;
- в рамках рассматриваемых правоотношений нужно исходить из той информации о разрешенном использовании спорного участка, которая указана в его кадастровом паспорте земельного участка;
- из технического паспорта на здание усматривается, что часть помещений, расположенных на данном земельном участке имеют административное назначение, что не противоречит установленному виду разрешенного использования;
- для подтверждения статуса административно-делового центра применительно к спорному зданию не требуется установление соответствия такого здания условию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о предназначении или фактическом использовании соответствующего здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что здание с кадастровым номером 72:23:0218005:4390, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 143, правомерно включено в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость такого имущества.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании Обществом норм материального права, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену принятого по делу постановления апелляционного суда в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета в размере 1 500 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу в„– А70-4630/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Таксомоторный парк" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины при подаче кассационной жалобы согласно платежному поручению от 17.11.2015 в„– 177.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ

Судьи
А.А.БУРОВА
И.В.ПЕРМИНОВА


------------------------------------------------------------------