Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.01.2016 N Ф04-27879/2015 по делу N А67-4079/2014
Требование: О признании отсутствующими права собственности муниципалитета и права постоянного пользования предприятия на земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в состав участка вошли земли лесного фонда, относящиеся к федеральной собственности в силу закона, имеет место наложение части земельного участка, на который зарегистрированы право муниципальной собственности и право постоянного пользования предприятия, и участка, занятого лесным фондом, на который зарегистрировано право федеральной собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу в„– А67-4079/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г., рассмотрел кассационную жалобу администрации Томского района на решение Арбитражного суда Томской области от 31.05.2015 (судья Попилов М.О.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 (судьи Стасюк Т.Е., Сухотина В.М., Фролова Н.Н.) по делу в„– А67-4079/2014 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (634041, Томская область, г. Томск, пр-кт Кирова, д. 51, ИНН 7017242314, ОГРН 1097017011409) к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (634570, Томская область, р-н Томский, с. Богашево, ул. Советская, д. 6, ИНН 7014044522, ОГРН 1067014000019), муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" (634518, Томская область, р-н Томский, с. Рыбалово, ул. Пионерская, д. 1, корп. 1, ИНН 7014050068, ОГРН 1087014001084) о признании отсутствующими прав на земельный участок.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Департамент лесного хозяйства Томской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Областное государственное учреждение "Томские леса", прокурор Томской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Прозоров В.В.) в заседании участвовали представители: муниципального образования "Томский район" в лице администрации Томского района Ведрова Т.А. по доверенности от 17.02.2015; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Федько А.А. по доверенности от 11.01.2016 в„– 1; прокуратуры Томской области Ярцева Е.Г.
Суд

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ ФАУГИ в Томской области, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - МО "Томский район", администрация), муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" (далее - МКП Томского района "Томресурсы") о признании права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 по адресу: Томский район, окр. д. Овражное, уч. в„– 10 отсутствующими.
Исковые требования со ссылками на статьи 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 в„– 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 частично образован из земель лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, площадью 157, 6 га и частично совпадает с местоположением земель лесного фонда Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Томской области от 31.05.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015, признано отсутствующим право собственности МО "Томский район" на земельный участок общей площадью 2 661 398 кв. м с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. в„– 10. Признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района "Томресурсы" на земельный участок общей площадью 2 661 398 кв. м с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. в„– 10.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда вынесены с существенным нарушением норм материального и процессуального права, судами неправильно истолкованы и применены нормы материального права.
Администрация указывает на отсутствие документов из лесного кадастра Союза ССР, земельно-учетных документов, которые бы признавали, что спорные земли, предоставленные в то время опытному полеводческому хозяйству имени Б.Н. Сидоренко (далее - ОПХ им. Б.Н. Сидоренко), являлись землями лесного фонда.
Заявитель указывает, что колхозы и совхозы были принципиально различными формами хозяйствования и колхозных лесов на территории совхозов быть не могло.
Администрация полагает, что ее процессуальные права были нарушены в части права на справедливое судебное разбирательство.
По мнению заявителя, судами неправильно истолкованы положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В отзыве на кассационную жалобу прокурор Томской области указал, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ТУ ФАУГИ в Томской области в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель прокуратуры Томской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.07.2011 серии 70-АВ в„– 158193 МО "Томский район" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 2 661 398 кв. м, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. в„– 10.
В качестве основания регистрации права собственности МО "Томский район" указан абзац 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании постановления Главы администрации Томского района от 01.02.2011 в„– 108-з указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование МКП Томского района "Томресурсы".
Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области 10.05.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.05.2011 серии 70-АВ в„– 137624.
Полагая, что государственная регистрация прав собственности и постоянного бессрочного пользования за ответчиками на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 нарушает право собственности Российской Федерации, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из того, что материалами дела подтверждено, что в состав земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 вошли земли лесного фонда, относящиеся к федеральной собственности в силу закона; имеет место наложение части земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, на который зарегистрированы право муниципальной собственности и право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного предприятия, и земельного участка, занятого лесным фондом, на который зарегистрировано право федеральной собственности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Статья 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 также относит леса к исключительной собственности государства, леса предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Согласно статье 4 Лесного кодекса РСФСР (в редакции от 03.12.1979, 18.01.1985) единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 3, 4, 113 Земельного кодекса РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В силу статьи 5 Лесного кодекса РСФСР в государственный лесной фонд не входят в том числе деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 в„– 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.
Как правильно отметили судебные инстанции, изложенное свидетельствует о том, что в состав государственной собственности согласно Лесному кодексу РСФСР и Основам Лесного законодательства Союза ССР входили, в том числе, леса, находящиеся на земельных участках, предоставленных колхозам и совхозам.
Основы Лесного законодательства Российской Федерации от 1993 года утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 в„– 22-ФЗ.
Согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусматривала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года к составу земель лесного фонда отнесены лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).
Статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года предусмотрено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.
Согласно статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная, в том числе на: землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, проанализировав законодательство, регулирующее отношения, связанные с собственностью на участки лесного фонда, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в федеральной (государственной) собственности, участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться ими для сельскохозяйственного производства. При этом закон не предоставляет муниципальным образованиям прав на участки лесного фонда и не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению ими.
Отношения по использованию лесов колхозами и совхозами, являются схожими по своей правовой природе, связанными с использованием участков лесного фонда, принадлежавших государству на праве собственности и предоставленных в пользование хозяйствующему субъекту. Об этом свидетельствует также то, что для использования участков лесного фонда, находящихся на территории колхозов и совхозов, предписывалось создавать лесхозы и совместные межхозяйственные лесхозы.
Соответственно, как правильно указали судебные инстанции, в рассматриваемом случае при определении норм права, подлежащих применению, приоритет имеет сам объект использования - участок лесного фонда, а не организационная форма пользователя (колхоз или совхоз).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 15.09.1966 в„– 763 "Об улучшении ведения хозяйства в колхозных лесах" колхозам, имеющим в пользовании леса, рекомендовалось организовать межколхозные лесхозы (лесничества) для совместного ведения лесного хозяйства, а также организовать для руководства производственно-хозяйственной деятельностью лесхозов (лесничеств) республиканские (АССР), краевые и областные объединения межколхозных лесхозов.
Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 в„– 144 было утверждено "Положение о колхозных лесах" (далее - Положение о колхозных лесах), согласно которому колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства.
Положение о колхозных лесах также предусматривало возможность создания межхозяйственных предприятий (организаций) по ведению лесного хозяйства, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о межхозяйственном предприятии (организации) по ведению лесного хозяйства в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.05.1968 в„– 346 "Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР" Министерству сельского хозяйства РСФСР было поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложено совхозам, в составе которых организация указанных лесхозов нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.
Судебные инстанции обоснованно отметили, что изложенное означает, что закрепленным за колхозами и совхозами участкам лесного фонда и их использованию придавалось большое значение, регулирование использования колхозных лесов, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, а также контроль за использованием, проведением лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, осуществлялись на государственном уровне, что следует из статьи 116 Лесного кодекса РСФСР, согласно которой для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесосечного фонда за счет государства проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единым для Союза ССР системам.
Согласно статье 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (статья 26 Лесного кодекса РСФСР).
Статьей 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации предусмотрено, что ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.
Согласно статье 118 Лесного кодекса РСФСР лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышения продуктивности, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также повышения культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство включает следующие лесоустроительные действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, учреждения и организации.
На землях лесного фонда проводится лесоустройство. Ранее документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служила лесоустроительная документация.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти, в том числе через лесничества (ранее лесхозы и лесничества).
В соответствии со статьей 74 Основ лесного законодательства Российской Федерации при лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.
В статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года указано, что лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются, в том числе, определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющих ведение лесного хозяйства организаций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также границ национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 03.07.1997 в„– 804 и от 11.09.1998 в„– 1090 специальным уполномоченным государственным органом управления в области охраны, учета и использования лесного фонда является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, приказом которого от 30.10.1998 в„– 634 в субъектах Российской Федерации были созданы Управления лесами сельскохозяйственных организаций (сельские лесхозы).
Администрация не оспаривает факт вхождения в земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 и пересечения с ним спорных земельных участков, однако считает, что на них находятся древесно-кустарниковые насаждения, которые не входят в лесной фонд.
По материалам дела видно, что приказом Томского производственного объединения "Томскмежхозлес" от 24.12.1973 в„– 48 на территории Томского района Томской области образован межхозяйственный лесхоз "Томский", осуществлявший свою деятельность на землях лесного фонда, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций (колхозов, совхозов, опытных полеводческих хозяйств). В составе указанного лесхоза в качестве структурного подразделения было создано Вершининское лесничество, осуществлявшее свою деятельность на землях лесного фонда, в том числе на землях, находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций.
В 1988 году Белорусским лесоустроительным предприятием в/о "Лесопроект" был выполнен Проект организации лесного хозяйства Межхозяйственного лесхоза "Томский" Томского производственного объединения "Томскмежхозлес" на 1988-1997 годы (далее - Проект).
Спорный земельный участок, согласно объяснительной записке к Проекту, относился к землям лесного фонда. Лесхоз состоял из шести лесничеств, в том числе "Вершининского", имеющего площадь лесного фонда 23 488 га. В состав лесхоза вошли двадцать хозяйств, в том числе ОПХ им. Б.Н. Сидоренко, имеющего лесные земли в размере 17 629 га. Предыдущее лесоустройство в Вершининском лесничестве проводилось в 1976 году, текущее - в 1987 году. Общая площадь лесного фонда, входящая в состав Томского межлесхоза, в том числе Вершининского лесничества площадью 23 488 га, была утверждена протоколом второго лесоустроительного совещания от 30.03.1988 по устройству лесов Томского межхозлесхоза Томского района Томской области.
Судебные инстанции правомерно указали, что проведение лесоустроительных работ также подтверждается планом лесонасаждений Вершининского лесничества межхозяйственного лесхоза "Томский" (лесоустройство 1987 года, выполненное 3-ей Минской экспедицией Белорусского лесоустроительного предприятия в/о "Лесопроект"), таксационными описаниями Вершининского лесничества и Коларовского участкового лесничества.
В объяснительных записках к годовым отчетам межхозяйственного лесхоза "Томский" за 1988 и 1989 годы имеется ссылка на то, что лесоустройство произведено 3-й Минской лесоустроительной экспедицией в 1987 году по 2 разряду.
Исследовав указанные доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что лесоустройство было проведено в установленном порядке.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что в соответствии с делом по закреплению земель в связи с выдачей акта на право пользования землей ОПХ им. Б.Н. Сидоренко Томского района Томской области из 48 614 га площади переданного ОПХ им. Б.Н. Сидоренко по государственном акту земельного участка по состоянию на 1976 год 22 182 га являлись лесами.
Согласно разделу "Участки постороннего пользования, расположенные в границах Томского ОПХ им. Б.Н. Сидоренко" дела по закреплению земель в связи с выдачей акта на право пользования землей ОПХ им. Б.Н. Сидоренко Томского района Томской области в границах ОПХ им. Б.Н. Сидоренко имелись согласно справке об участках постороннего пользования в границах совхоза: школьные участки, кладбища, скотомогильники, участки рабкоопа, сельские клубы, отделения связи, лесничество, больницы и медпункты, дома отдыха, пионерские лагеря, садоводческие товарищества, дачно-строительные кооперативы, земли гослесфонда, аэропорт, дорожный участок, детсад, топографический техникум, СФТИ - полигон. Всего: 5 566, 83 га. Земли гослесфонда, не переданные совхозу, включали в себя 14 гослесдач общей площадью 4 367 га и находились в ведении Томского механизированного лесхоза.
На основании проекта межхозяйственного землеустройства, который был согласован смежными землепользователями, рассмотрен на техническом совещании, утвержден Томским районным исполнительным комитетом, ОПХ им. Б.Н. Сидоренко Томского района Томской области был произведен отвод участка площадью 48 614 га, в том числе сельхозугодий 24 147 га.
Согласно схеме земледелия и землеустройства Томского ОПХ им. Б.Н. Сидоренко 1984 года по состоянию на 01.11.1983 общая площадь земель, закрепленных за хозяйством, составила 45 757 га, в том числе сельхозугодий - 22 523 га, древесно-кустарниковых насаждений - 21 519 га, в том чисел полезащитных полос - 10 га.
Согласно основным показателям систем земледелия и землеустройства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Томского района за 1986 год у ОПХ им Б.Н. Сидоренко имелось 22 702 га сельхозугодий и 21 519 га древесно-кустарниковых насаждений.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 10.04.1986 в„– 457-р ОПХ им. Б.Н. Сидоренко было разукрупнено с выделением совхоза "Вершининский", в результате чего в его составе осталось 35 304 га, в том числе сельхозугодия - 16 658 га, лес и кустарники - 17 252 га.
Согласно проекту внутрихозяйственного землеустройства совхоза ОПХ им. Б.Н. Сидоренко 1990 года площадь земель, закрепленных за хозяйством, 35 078 га, из которых сельхозугодия - 16 755 га, лесные площади - 16 195 га. Постановлением главы администрации Томского района от 02.02.1993 в„– 75-з ОПХ им. Б.Н. Сидоренко предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 27 032 га для сельскохозяйственного использования, в том числе сельхозугодий - 11 700 га, лесов и кустарников - 14 121 га.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, в том числе и те, на которые ссылается администрация в обоснование отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 лесов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что почти половину земель, предоставленных ОПХ им. Б.Н. Сидоренко, занимали леса, правомерно отклонив довод администрации о том, что спорная часть земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 была занята древесно-кустарниковыми насаждениями, которые не входят в лесной фонд.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что в действительности спорная часть земельного участка занята именно лесами, на что указано в тексте Схемы земледелия и землеустройства Томского ОПХ им. Б.Н. Сидоренко 1984 года и в Основных показателях систем земледелия и землеустройства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Томского района за 1986 год. Несмотря на то, что в них вместо слова "лес" употребляется словосочетание "древесно-кустарниковые насаждения", непосредственно в тексте этих документов указывается на то, что территория хозяйства расположена в зоне сосново-березовых лесов, древесная растительность представлена березовыми и березово-осиновыми лесами, сплошные массивы хвойных пород находятся в северной части землепользования, сплошные боры расположены юго-восточнее с. Вершинино, кроме того имеются кедрачи и определяется состав кустарниковой растительности.
То есть фактически, как обоснованно указали судебные инстанции, часть земельного участка, на который зарегистрировано право собственности ответчика, занята именно лесами.
Учитывая изложенное, как правильно отметил апелляционный суд, довод администрации о необоснованном выводе суда первой инстанции о подмене понятия "лес" на "древесно-кустарниковые насаждения", а также о неправильном определении судом статуса земельного участка, как колхозные леса, а не древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, является несостоятельным.
Судом первой инстанции также обоснованно было учтено отсутствие доказательств перевода в установленном порядке лесных земель в нелесные.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.09.2008 в„– 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ" на территории Томской области создано 21 лесничество, границы лесничеств установлены согласно приложению "Сведения о границах и количестве создаваемых лесничеств, расположенных на территории Томской области".
Лесной участок с кадастровым (условным) номером 70-70-03/189/2008-433 общей площадью 275 110 000 кв. м, категории земель: земли лесного фонда, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, Томское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2008 серии 70 АБ в„– 271263.
В связи с уточнением границ лесничества на территории Томской области на основании предложения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.03.2012 в„– 102 в приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.09.2008 в„– 249 внесены изменения, в том числе, в состав Томского лесничества включен Корниловский сельский лесхоз.
Департаментом лесного хозяйства Томской области составлена информация о лесном участке, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699. Адрес (местоположение) лесного участка: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, межхозяйственный лесхоз "Томский" (территория Корниловского сельского лесхоза), Вершининское лесничество, квартал 69, выделы 1-7, 14, 15; площадь земельного лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 в соответствии с государственным лесным реестром Томского лесничества составляет 157, 6 га; приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 11.09.2008 в„– 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ" (в редакции приказов от 19.03.2012 в„– 102, от 18.12.2013 в„– 374) земельный участок включен в состав земель лесного фонда.
Границы принадлежащего Российской Федерации лесного участка определены на основе данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации по лесным кварталам и лесотаксационным выделам.
В целях устранения разногласий сторон относительно того, зарегистрировано ли право муниципальной собственности и федеральной собственности на один и тот же либо на разные объекты, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено областному государственному унитарному предприятию "Томский областной центр технической инвентаризации" (далее - ОГУП "ТОЦТИ").
Согласно представленному по результатам исследования заключению судебной экспертизы границы земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 по адресу: Томский район, окр. д. Овражное, уч. в„– 10 соотносятся с границами земельного участка, местоположение которого определено следующим образом: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, Межхозяйственный лесхоз Томский (территория Корниловского сельского лесхоза), Вершининское лесничество, квартал 69, выделы 1-7, 14, 15, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699 как посредством наложения, так и пересечения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 в„– 4890/14 по делу в„– А67-1041/2013 ранее учтенные лесные участки необходимо ставить на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств.
Сокращение указанной в государственном кадастре недвижимости декларативной площади таких ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда и постепенное вытеснение их надлежаще учтенными лесными участками с установленными границами повысит достоверность и актуальность сведений государственного кадастра недвижимости, будет способствовать сбережению лесов, контролируемому и рациональному их использованию, а также реальному сохранению в государственной собственности.
Между тем, администрацией был образован земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 без выделения из него лесных участков принадлежащих Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что право собственности истца зарегистрировано на земельный участок, часть которого представлена лесным фондом, однако земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет как единый объект, на день рассмотрения спора судом первой инстанции изменений в кадастровом учете земельного участка не произведено (участок лесного фонда не выделен и не исключен), учитывая, что основания для регистрации земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 по адресу: Томский район, окр. д. Овражное, уч. в„– 10 в оспариваемом размере отсутствовали, требование истца о признании права собственности отсутствующим в отношении всего участка было обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 31.05.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 по делу в„– А67-4079/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------