Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 N Ф04-1935/2016 по делу N А46-10087/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Решением признана ненадлежащей реклама, распространенная посредством использования телефонной связи при осуществлении звонка на номер справочной службы, обществу выдано предписание о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку информирование конкретного абонента, обратившегося в бесплатную справочную службу, об ином способе получения необходимой ему информации при помощи единого личного кабинета не является рекламой по смыслу ст. 3 ФЗ "О рекламе".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу в„– А46-10087/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Полукаровой С.А. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 21.10.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 26.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу в„– А46-10087/2015 по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, город Санкт-Петербург, улица Достоевского, 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12а, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительными решения и предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - Варкентин Ю.В. по доверенности от 22.09.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Инвойд Е.А. по доверенности от 11.04.2016, Цынгалова Е.А. по доверенности от 11.04.2016.
Суд

установил:

публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество, ПАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 13.08.2015 в„– 06-10.1/59-2015 по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением от 21.10.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, распространяемая обществом бесплатная информация о едином личном кабинете не относится к информационно-справочным услугам, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к иным услугам оператора связи, в том числе платным (о возможности смены тарифного плана). Поскольку данная информация распространялась вне зависимости от потребности абонента в ее получении, без предоставления ему возможности отказа от ее прослушивания, управление обоснованно признало действия общества нарушающими требования частей 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Ростелеком" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.07.2015 в 15 часов 40 минут должностное лицо управления в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе позвонило по номеру справочной службы 059 Омского филиала ПАО "Ростелеком", после телефонного соединения включился автоинформатор, с помощью которого воспроизводилась информация следующего содержания: "Здравствуйте, Вас приветствует Ростелеком. Для получения информации о балансе счета нажмите 1, для подключения новых услуг нажмите 2, для получения справочной информации о действующих услугах нажмите 3, для получения технической консультации и помощи в настройках нажмите 4. Подробная информация о тарифах на сайте Ростелеком. Узнайте баланс лицевого счета и управляйте услугами в личном кабинете. Чтобы прослушать меню еще раз, нажмите решетку. Для соединения с оператором нажмите 0 или дождитесь ответа оператора. Обращаем Ваше внимание, что в целях повышения качества обслуживания ведется запись разговора. Пожалуйста, после разговора с оператором оцените качество обслуживания. В настоящее время все операторы заняты. Ваш звонок важен для нас, оставайтесь на линии. Единый личный кабинет - это удобный способ получения консультаций, информации о тарифах и услугах, смены тарифного плана, решения технических вопросов и оплаты за услуги связи. Адрес личного кабинета компании Ростелеком "кабинет-точка-рт-точка-ру". С помощью единого личного кабинета Вы сможете в любое время контролировать и управлять своими услугами самостоятельно". После автоматического воспроизведения данной информации общей продолжительностью 2 минуты 59 секунд прозвучал ответ оператора.
Определением антимонопольного органа от 24.07.2015 в отношении общества возбуждено дело в„– 06-10.1/59-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
По результатам рассмотрения данного дела управлением вынесено решение от 13.08.2015 о признании ненадлежащей рекламы "Единый личный кабинет - это удобный способ получения консультаций, информации о тарифах и услугах, смены тарифного плана, решения технических вопросов и оплаты за услуги связи. Адрес личного кабинета компании Ростелеком "кабинет-точка-рт-точка-ру". С помощью единого личного кабинета Вы сможете в любое время контролировать и управлять своими услугами самостоятельно", распространенной посредством использования телефонной связи при осуществлении телефонного звонка на номер справочной службы 059 с нарушением требований частей 1 и 3 статьи 18 Закона о рекламе.
На основании указанного решения обществу выдано предписание о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ПАО "Ростелеком" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что сообщение конкретному абоненту, обратившемуся в бесплатную справочную службу, о возможности получения дополнительной необходимой ему справочной информации в едином личном кабинете не является рекламой в смысле статьи 3 Закона о рекламе.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе, пунктами 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 33, антимонопольные органы осуществляют государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).
В силу части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом (часть 3 статьи 18 Закона о рекламе).
По мнению управления, предоставляемая обществом информация о едином личном кабинете является рекламой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к оказываемым услугам связи. При этом данная реклама распространяется в отсутствие согласия абонента и до получения запрашиваемой им справки.
В свою очередь, общество полагает, что указанная информация носит информационно-справочный характер, адресована определенному кругу лиц и не является объектом рекламирования.
В силу пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 в„– 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" оператор связи бесплатно предоставляет следующие информационно-справочные услуги: предоставление справочной информации о тарифах на услуги телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг телефонной связи; предоставление информации о зоне обслуживания своей сети связи; прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию услугами телефонной связи.
Согласно пунктам 11 и 14 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 в„– 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги: а) предоставление информации об оказываемых телематических услугах связи; б) предоставление информации о тарифах (тарифных планах) для оплаты телематических услуг связи, о территории оказания телематических услуг связи (зоне обслуживания); в) предоставление абоненту информации о состоянии его лицевого счета; г) прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию телематическими услугами связи; д) предоставление информации о настройках абонентского терминала и (или) пользовательского (оконечного) оборудования для пользования телематическими услугами связи.
Оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя: состав телематических услуг связи, условия и порядок их оказания в соответствии с названными Правилами, порядок, форму и тарифные планы для оплаты телематических услуг связи, номера телефонов системы информационно-справочного обслуживания и унифицированный указатель информационной системы оператора, перечень услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности, перечень мест, где абонент и (или) пользователь могут в полном объеме ознакомиться с данными Правилами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что единый личный кабинет является доступной в информационно-телекоммуникационной сети справочной системой обслуживания, в которой оператор оказывает телематические услуги связи, обязанность по ее созданию предусмотрена вышеназванными Правилами.
Информация о едином личном кабинете распространяется при осуществлении телефонного звонка на номер справочной службы 059, предназначенной лишь для абонентов (пользователей) ПАО "Ростелеком". Воспроизведение данной информации в случае, если на линии заняты все операторы связи, дает абонентам дополнительную возможность воспользоваться более удобным способом решения возникших вопросов и получения необходимой информации.
Как верно указано судами, информирование конкретного абонента, обратившегося в бесплатную справочную службу, об ином способе получения необходимой ему справочной информации при помощи единого личного кабинета не является рекламой по смыслу статьи 3 Закона о рекламе.
То обстоятельство, что с помощью услуги единого личного кабинета абонент может приобрести, в том числе услуги связи, не являющиеся информационно-справочными, не свидетельствует о признании рекламой сведений о возможности использования единого личного кабинета.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования, поскольку оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ПАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-10087/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ


------------------------------------------------------------------