Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2016 N Ф04-1795/2016 по делу N А75-8384/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Обстоятельства: Муниципалитет указал на наличие на стороне общества задолженности по арендной плате, разница между суммами арендной платы, начисленными муниципалитетом и уплаченными обществом, возникла из-за применения сторонами различного порядка исчисления арендных платежей.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку применение муниципалитетом коэффициента и ставки арендной платы, утвержденных нормативными актами муниципального образования, признано обоснованным. В удовлетворении остальной части требования отказано в связи с частичным погашением обществом задолженности по арендной плате.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу в„– А75-8384/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Сириной В.В.,
Тамашакина С.Н.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 (судьи: Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу в„– А75-8384/2015.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз": Меркушева М.В. по доверенности в„– 2422-Д от 01.01.2015, Джафарова Н.Н. по доверенности в„– 2521-Д от 18.09.2015.
Суд

установил:

муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" (678144, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Ленина, 65, ОГРН 1041400598766, ИНН 1414010710, далее - комитет) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (628415, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Г. Кукуевицкого, д. 1, корпус 1, ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555, далее - ОАО "Сургутнефтегаз", общество) о взыскании 226 805,26 руб. задолженности по арендным платежам по договору аренды земельного участка в„– 369 от 20.09.2013.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) в иске отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о неправомерном применении истцом базовой ставки арендной платы и стимулирующего коэффициента, установленных решением Сессии Районного Совета депутатов от 22.04.2014 в„– 11-8 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена..." (далее - решение в„– 11-8), указав при этом, что арендная плата подлежит исчислению в соответствии с пунктом 1.5 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26, согласно которому при предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов базовая ставка арендной платы за такой земельный участок устанавливается в размере ставки земельного налога на соответствующий земельный участок. Принимая во внимание, что пунктом 3.3 решения поселкового Совета депутатов МО п. Витим Ленского района РС(Я) от 25.12.2012 в„– 04-04 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Поселок Витим" Ленского района Республики Саха (Якутия)" в отношении рассматриваемого участка установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, суд пришел к выводу, что расчет арендной платы подлежал исчислению исходя из базовой ставки арендной платы 1,5 процента. При этом суд установил, что размер арендной платы, исчисленный с применением вышеуказанной ставки (1,5 процента от кадастровой стоимости участка), не превышает размер арендной платы, определенный по ставкам для аналогичного случая предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности (подпункт "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582). Учитывая изложенное, а также частичное погашение ответчиком задолженности по арендной плате суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 решение суда изменено. Иск комитета удовлетворен частично. С ОАО "Сургутнефтегаз" в пользу истца взыскано 136 083,16 руб. задолженности по арендной плате. В остальной части иска отказано.
Частично удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд признал обоснованным применение комитетом при расчете арендной платы за 1 полугодие 2014 года коэффициента - 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 процентов, утвержденных решениями Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" РС(Я) в„– 13-39 от 29.05.2008 и Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 в„– 7-5. Апелляционный суд установил, что при расчете подлежащей взысканию арендной платы за 2 полугодие 2014 года комитет правомерно руководствовался положениями решения в„– 11-8, действующего в спорный период. Применение судом первой инстанции постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 признано апелляционным судом необоснованным. Отказ в иске мотивирован частичным погашением ответчиком задолженности по арендной плате.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставить в силе решение суда.
Заявитель жалобы указывает на то, что Правила определения арендной платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582, для расчета арендной платы по договору не применялись.
По мнению ответчика, апелляционной инстанцией дана ненадлежащая оценка факту признания незаконным решения в„– 11-8.
ОАО "Сургутнефтегаз" считает, что апелляционный суд неправильно истолковал и применил пункт 1.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, между комитетом (арендодатель) и ОАО "Сургутнефтегаз" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности в„– 369 от 20.09.2013, по условиям которого арендодатель передал обществу в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 10 500 кв. м с кадастровым номером 14:14:020022:28, расположенный в микрорайоне Геолог п. Витим Ленского района Республики Саха (Якутия) (адресные ориентиры), для проектирования и строительства объекта "Причал речной грузовой для выгрузки нефтепродуктов в п. Витим" Линия ВЛ 6 кВ, продуктопроводы, проезды.
Пунктом 1.2 договора указан вид разрешенного использования земельного участка.
Договор заключен на 3 года с 20.09.2013 по 20.09.2016 (пункт 2.1 договора).
Разделом 3 договора определены размер, сроки и порядок внесения арендной платы.
Комитет, ссылаясь на наличие на стороне ответчика задолженности по арендной плате в размере 226 805,26 руб., обратился в арбитражный суд с иском.
Разница между начисленной истцом (226 805,26 руб.) и оплаченной ответчиком (90 722,10 руб.) суммами арендной платы возникла из-за применения сторонами различного порядка исчисления арендных платежей.
В силу части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно действовавшему до 01.03.2015 пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель регулирует Земельный кодекс РС(Я).
Согласно пункту 4 статьи 12 Земельного кодекса РС(Я) установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" с 01.01.2008 рекомендовано органам местного самоуправления утвердить в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий год.
Апелляционным судом установлено, что примененная комитетом в расчетах за 1 полугодие 2014 года ставка арендной платы в размере 10 процентов установлена с 01.07.2009 решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 в„– 7-5, а стимулирующий коэффициент 0,5 установлен пунктом 2.3 положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципальных образований поселений Ленского района, на межселенных территориях муниципального образования "Ленский район", и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Ленский район", утвержденного решением Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" РС (Я) в„– 13-39 от 29.05.2008.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о правомерном применении комитетом при расчете арендной платы за 1 полугодие 2014 года коэффициента - 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 процентов, утвержденных вышеуказанными решениями.
Судом установлено, что расчет арендной платы с 01.07.2014 произведен комитетом исходя из ставки арендной платы в размере 10 процентов и стимулирующего коэффициента 0,5, предусмотренных решением в„– 11-8.
Данное решение признано утратившим силу решением Районного совета депутатов от 23.04.2015 в„– 4-4 в связи с вынесенным прокуратурой Ленского района РС(Я) протестом от 29.01.2015 в„– 3-0042ж-15, которым предписывалось отменить решение в„– 11-8 как незаконное, принятое представительным органом МО "Ленский район" за пределами своей компетенции с превышением полномочий.
Дав оценку решению в„– 11-8, принимая во внимание, что необходимость применения коэффициента - 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 процентов предусмотрены решениями Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" РС (Я) в„– 13-39 от 29.05.2008 и Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 в„– 7-5, апелляционная инстанция пришла к выводу о правомерном применении комитетом при расчете арендной платы за 2 полугодие 2014 года положений решения в„– 11-8. Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по делу в„– А75-8384/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ

Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН


------------------------------------------------------------------