Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2016 N Ф04-1486/2016 по делу N А70-10812/2015
Требование: О признании незаконными постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и решения по жалобе на данное постановление, в соответствии с которыми общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения в связи с осуществлением добычи, погрузки и вывоза песка и супеси с использованием специальной техники для своих производственных целей в отсутствие лицензии на пользование недрами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено совершение обществом действий, нарушающих установленные порядок и условия недропользования и добычи полезных ископаемых.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу в„– А70-10812/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" на решение от 15.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 14.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-10812/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" (625032. г. Тюмень, ул. Тимирязева, д. 10, кв. 16, ИНН 7203218950, ОГРН 1087232026826) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Советская, 61) о признании незаконным постановления от 04.08.2015 в„– 14гн/15 о привлечении к административной ответственности, решения от 12.08.2015 по жалобе на постановление от 04.08.2015 в„– 14гн/15.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" - Белослудцева И.В. по доверенности от 19.08.2015;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Низамов Р.М. по доверенности от 23.07.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" (далее - ООО "ТрансСервис", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконным постановления от 04.08.2015 в„– 14гн/15 о привлечении к административной ответственности и решения от 12.08.2015 по жалобе на постановление от 04.08.2015 в„– 14гн/15, в соответствии с которыми общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 14.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "ТрансСервис" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, материалами дела не подтверждается, что именно общество осуществляло незаконную добычу, погрузку и вывоз песка с участка в районе садоводческого некоммерческого товарищества "Дорожник" (далее - СНТ "Дорожник") д. Патрушева. Факт нахождения экскаватора ООО "ТрансСервис" на лесном участке, принадлежащем на основании договора аренды обществу с ограниченной ответственностью "Медведь" (далее - ООО "Медведь"), по указанию которого в рамках договора по предоставлению специальной техники и управление ею, выполнялись работы машинистом экскаватора по погрузке песка, не может свидетельствовать о том, что обществом было совершено административное правонарушение. Выводы судов о том, что вывоз песка осуществлялся в интересах общества, не подтвержден надлежащими доказательствами. Письменные показания свидетелей не оглашались ни в одном судебном заседании.
ООО "ТрансСервис" считает, что при рассмотрении настоящего спора необходимо было применить положения статьи 19 Федерального закона от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Департамент в отзыве на кассационную жалобу ООО "ТрансСервис" указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, пояснениях участвующих в деле представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом в ходе проведения контрольных мероприятий на основании поступившей информации о нарушении законодательства о недропользовании зафиксировано, что в районе СНТ "Дорожник" Тюменского района Тюменской области производится добыча, погрузка и вывоз песка и супеси с использованием специальной техники: гусеничного экскаватора марки HYUNDAI R330LC-9S, государственный регистрационный знак 5784 ТК 72, грузового транспортного средства SHACMAN, государственный регистрационный знак О 520 ЕР 72, грузового транспортного средства марки VOLVO с государственным регистрационным знаком Е 999 ОТ 72, грузового транспортного средства марки HOWO с государственным регистрационным знаком Н 693 ОС 72, грузового транспортного средства марки HOWO с государственным регистрационным знаком Е 347 СО 72.
При этом в ходе опроса лиц, обслуживающих обозначенные выше технические средства, установлено, что соответствующая спецтехника принадлежит или используется ООО "ТрансСервис", и что соответствующие работы, для которых она привлечена, осуществляются в интересах общества.
Данные факты зафиксированы в акте осмотра от 05.06.2015 в„– 10гн/15, а также в материалах фото и видеосъемки.
В связи с выявлением указанного факта Департаментом в отношении ООО "ТрансСервис" составлен протокол от 15.07.2015 в„– 36гн/15 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
04.08.2015 Департаментом вынесено постановление в„– 14гн/15 о признании ООО "ТрансСервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Департамента, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий орган.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление от 04.08.2015 в„– 14гн/15 о привлечении к административной ответственности уполномоченным должностным лицом Департамента 12.08.2015 вынесено решение, в соответствии с которым оспариваемое постановление оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что указанные постановление и решение не основаны на положениях действующего законодательства и вынесены административным органом незаконно, ООО "ТрансСервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности привлечения общества к административной ответственности за совершение действий, нарушающих установленные порядок и условия недропользования и добычи полезных ископаемых.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение установленных законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрено, что пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 000 до 1 000 000 рублей.
В силу положений пункта 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
С учетом распоряжения Минприроды Российской Федерации от 25.10.2010 в„– 39-р, распоряжения Правительства Тюменской области в„– 1347-рп от 30.09.2008 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тюменской области" изъятие песка и супеси на территории Тюменской области, отнесенных к числу общераспространенных полезных ископаемых, для использования в производственной и иной деятельности может осуществляться только на основании предусмотренного статьей 11 Закона о недрах специального разрешения (лицензии).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок, на котором осуществлялась добыча песка, супеси находится в пользовании у ООО "Медведь" на основании договора аренды лесного участка от 11.12.2008 в„– 78-р для осуществления рекреационной деятельности, заключенного с Департаментом лесного комплекса Тюменской области на 49 лет со дня его подписания сторонами (кадастровый номер участка в„– 72:17:0000000:39).
В свою очередь, ООО "Медведь" был заключен договор от 12.05.2015 в„– 19 с ООО "Транссервис" для очистки территории от растительного мусора и благоустройства территории с перемещением грунта на ответственное хранение при необходимости.
Согласно данному договору ООО "Транссервис" оказывает услуги по предоставлению специальной техники и управлению данной техники.
Признавая ООО "Транссервис" надлежащем субъектом административного правонарушения, суды правомерно исходили из наличия в материалах дела доказательств того, что именно общество осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых с последующей их вывозкой за пределы арендованного ООО "Медведь" лесного участка, для своих производственных целей.
Поскольку обществом не представлено доказательств того, что им предпринимались исчерпывающие меры для соблюдения установленных порядка и условий недропользования и добычи полезных ископаемых, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Департаментом соблюдены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, нарушений прав и законных интересов общества не допущено.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Переоценка обстоятельств дела и представленных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 14.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-10812/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------