Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2016 N Ф04-1428/2016 по делу N А46-8306/2015
Требование: О взыскании убытков в виде расходов на жилье за счет казны Российской Федерации.
Обстоятельства: Муниципалитет посчитал, что расходы, связанные с обеспечением жильем семьи, проживающей в доме, который признан непригодным для проживания, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку из решения суда не следует, что на муниципалитет возложена обязанность по предоставлению жилья гражданам, отнесенным к категориям, определенным Федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ, отсутствуют доказательства отнесения непригодного жилого помещения к жилищному фонду РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. по делу в„– А46-8306/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2015 (судья Савинов А.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 (судьи Грязникова А.С., Еникеева Л.И., Солодкевич Ю.М.) по делу в„– А46-8306/2015
по иску администрации муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области (646740, Омская обл., Полтавский р-н, р.п. Полтавка, ул. Ленина, 9, ОГРН 1055557007736, ИНН 5530004610)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)
о взыскании 1 485 000 руб. убытков.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное образование Полтавский муниципальный район Омской области в лице администрации муниципального образования "Полтавский муниципальный район Омской области", субъект Российской Федерации Омская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство финансов Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.)
в заседании участвовали представители:
от администрации муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области - Канистратенко Л.Г. на основании доверенности от 01.12.2015, Кучава Н.И. на основании доверенности от 08.07.2014;
от Министерства финансов Российской Федерации - Ласман С.В. на основании доверенности от 18.01.2016.
Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.05.2016 произведена замена судьи Сириной В.В. в связи с болезнью на судью Бушмелеву Л.В.
Суд

установил:

Администрация муниципального образования Полтавского городского поселения Полтавского муниципального района Омской области (далее - администрация Полтавского поселения) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 1 485 000 руб. убытков за счет казны Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Омской области от 27.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование Полтавский муниципальный район Омской области в лице администрации муниципального образования "Полтавский муниципальный район Омской области", субъект Российской Федерации Омская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство финансов Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016, в удовлетворении иска отказано.
Администрация Полтавского поселения обратилась с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Администрация Полтавского поселения считает, что в соответствии с частью 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Минфин России.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин России просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители администрации Полтавского поселения поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Минфина России высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, указав на обоснованность и законность выводов судебных инстанций.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при разрешении спора, а также соответствие выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, вступившим в законную силу решением Полтавского районного суда от 24.07.2014 по делу в„– 2-293/2014 на администрацию Полтавского поселения возложена обязанность предоставить Якименко А.И. на состав семьи из 3-х человек на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв. м на человека, состоящее не менее чем из двух жилых комнат.
Согласно решению районного суда Якименко А.И. с семьей проживает в доме, который признан непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Полтавского поселения от 17.12.2012 в„– 495 "О решении жилищной комиссии" Якименко А.И. с семьей поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По решению районного суда администрация Полтавского поселения обязана предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Администрацией Полтавского поселения не исполнено решение суда по причине отсутствия в муниципальном жилищной фонде свободных жилых помещений для предоставления семье Якименко А.И.
По расчету администрации Полтавского поселения для обеспечения семьи Якименко А.И. жильем необходимы денежные средства в размере 1 485 000 руб., исходя из средней цены одного квадратного метра жилого помещения, установленной на территории Полтавского муниципального образования в размере 27 500 руб.
Полагая, что расходы, связанные с обеспечением жильем семьи Якименко А.И., как убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация Полтавского поселения обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам исследования представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения таких убытков, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 14, частями 3, 4 статьи 49, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьями 12, 130, 132 Конституции РФ, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, статьями 14, 16, 19, частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ).
При этом суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, исходил из того, что в данном случае расходы для приобретения жилья семье Якименко А.И. связаны с осуществлением администрацией Полтавского поселения действий в пределах собственной компетенции, установленной законодательством.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Конституционный Суд РФ в Определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 19 Закона в„– 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В силу указанного и как отмечено в Определении Конституционного суда РФ от 12.04.2011 в„– 551-О-О, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно материалам дела Якименко А.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением администрации Полтавского поселения от 17.12.2012 в„– 495.
Учитывая изложенное, жилое помещение в данном случае должно быть предоставлено из муниципального жилищного фонда.
Принятие районным судом решения о предоставлении Якименко А.И. жилого помещения свидетельствует о неисполнении администрацией Полтавского поселения своей непосредственной обязанности, установленной указанными нормами законодательства.
Отказывая в удовлетворении иска, судом первой инстанции верно отмечено, что из решения Полтавского районного суда от 24.07.2014 по делу в„– 2-293/2014 не следует, что на администрацию Полтавского поселения возложена обязанность по предоставлению жилья гражданам как лицам, отнесенным к категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации; отсутствуют доказательства отнесения непригодного жилого помещения к жилищному фонду Российской Федерации.
Следует указать, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения законом предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов согласно статьям 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статьям 55, 60, 61 Закона в„– 131-ФЗ.
Однако администрацией Полтавского поселения не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости финансовой помощи и обращения за финансовой помощью в связи с исполнением обязательства по решению Полтавского районного суда от 24.07.2014.
Таким образом, правовых оснований для возложения на Российскую Федерацию обязанности по несению расходов, связанных с обеспечением жильем семьи Якименко А.И. не имеется.
Исходя из установленных обстоятельств, признается несостоятельной ссылка администрации Полтавского поселения в кассационной жалобе на часть 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы по содержанию аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения и оценки арбитражными судами при разрешении спора, не опровергают правомерность выводов судов и не подтверждают нарушение либо неправильное применение норм законодательства.
Иное толкование норм действующего законодательства не может свидетельствовать о незаконности принятых по делу судебных актов.
При рассмотрении кассационной жалобы не выявлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по делу в„– А46-8306/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ


------------------------------------------------------------------