Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф04-338/2016 по делу N А45-25642/2014
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство газопровода, обязании устранить нарушение путем повторного рассмотрения заявления и документов и выдачи решения.
Обстоятельства: Отказ муниципалитета обществу мотивирован нарушением схемы газификации города и представлением положительного заключения негосударственной экспертизы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку газопровод включен в число объектов, применительно к которым государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий является единственной формой оценки соответствия требованиям технического регламента на этапе получения разрешения на строительство.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу в„– А45-25642/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Татарска Новосибирской области на решение от 15.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 08.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Полосин А.Л., Усанина Н.А.) по делу в„– А45-25642/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮЗА-Инвест" (646250, Омская область, рабочий поселок Черлак, улица Автострадная, 98, ИНН 5503220315, ОГРН 1105543014642) к Администрации города Татарска Новосибирской области (632122, Новосибирская область, город Татарск, улица Ленина, 96, ИНН 5453110233, ОГРН 1035405017284) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация Татарского района Новосибирской области, открытое акционерное общество "Татарскзернопродукт".
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮЗА-Инвест" (далее - ООО "ЮЗА-Инвест", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Татарска Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения от 25.11.2014 на строительство объекта: "Газоснабжение" г. Татарск НСО. Газопровод высокого давления", шифр проекта Ю.НСО-937/4, изложенного в письме администрации от 21.11.2014 в„– 01-12/1876; обязании устранить допущенное нарушение прав и интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 06.11.2014 и представленных с ним документов на предмет соблюдения части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и выдачи решения в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Татарского района Новосибирской области, открытое акционерное общество "Татарскзернопродукт" (далее - ОАО "Татарскзернопродукт").
Решением от 15.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признан незаконным отказ в выдаче обществу разрешения на строительство объекта: "Газоснабжение" г. Татарск НСО. Газопровод высокого давления", шифр проекта Ю.НСО-937/4, изложенного в письме администрации от 21.11.2014 в„– 01-12/1876. Суд обязал администрацию устранить нарушение прав и интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 06.11.2014 и представленных с ним документов на предмет соблюдения требований части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и выдачи решения в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты.
По мнению администрации, до начала строительства объекта ООО "ЮЗА-Инвест" обязано обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации и получить положительное заключение, которое представить вместе с заключением в администрацию.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые администрацией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения.
Как видно из материалов дела, Администрация Татарского района издала распоряжение от 10.10.2014 в„– 943-з, которым ООО "ЮЗА-Инвест" в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки с кадастровыми номерами 54637:000000:396 площадью 6252 кв. м и 54:37:000000:397 площадью 5655 кв. м для строительства газопровода высокого давления. Кроме того, обществу выдан градостроительный план на земельный участок площадью 11907,0 кв. м для строительства газопровода высокого давления от ул. Восточная на южную сторону г. Татарска.
Заявитель 05.11.2014 обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство газопровода "Газоснабжение" г. Татарск Новосибирской области. Газопровод высокого давления", шифр проекта Ю.НСО-937/4.
Администрация отказала обществу в выдаче этого разрешения, указав в письме от 21.11.2014 следующие основания:
- в представленном проекте нарушена схема газификации города Татарска Новосибирской области в части уменьшения диаметра магистрального газопровода, учитывающего существующие и перспективные нагрузки;
- в представленном положительном заключении негосударственной экспертизы в„– 4-1-1-0103-14 от 15.10.2014 на стр. 3 подпункта 1.5.3 Основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства в 4-й строке таблицы указана "протяженность газопровода среднего давления, а фактически заключение дается на проект газопровод высокого давления;
- в представленном положительном заключении негосударственной экспертизы в„– 4-1-1-0103-14 от 15.10.2014 на стр. 5 Подпункт 2.2 Сведения о задании застройщика или абзац 3 "Технические условия на подключение к газораспределительному газопроводу высокого давления от 04.06.2013 б/н", а фактически эти технические условия были выданы заявителю для строительства газопровода высокого давления по переданной администрацией документации (схемой газоснабжения и разработанный ООО "СпецПроект" проект "Газоснабжение южной части г. Татарска).
Не согласившись с выводами администрации, ООО "ЮЗА-Инвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Исходя из этих положений судебные инстанции сделали вывод о том, что газопровод высокого давления по его характеристикам следует отнести к линейным объектам, в отношении которого требуется получение экспертизы проектной документации, но законом не установлена обязательная государственная экспертиза проектов строительства газопровода высокого давления.
При этом обе судебные инстанции не приняли во внимание, что перечень документов, необходимых к представлению для разрешения вопроса о выдаче разрешения на строительство, указан в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории города Омска, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, а также продление срока действия указанных разрешений", утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 в„– 490-п (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представлению подлежит положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Таким образом, обязательным для представления документом является экспертиза проектной документации в случаях, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса, при этом требуется именно положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с пунктом 88 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 в„– 870 (в редакции от 23.06.2011) "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах:
а) при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
б) при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления - приемка сетей газораспределения и газопотребления;
в) при строительстве, эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущий ремонт), реконструкции, капитальном ремонте, монтаже, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления - государственный контроль (надзор).
Пунктом 89 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления предусмотрено, что применение иных форм оценки соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технических регламентов, не предусмотренных пунктом 88 настоящего технического регламента, не допускается.
Заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления (пункт 90 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления).
Таким образом, из пункта 88 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления в совокупности с его пунктами 89, 90 следует, что этим нормативным правовым актом сети газораспределения и газопотребления отнесены к объектам, проектная документация и инженерные изыскания в отношении которых в обязательном порядке должны быть подвергнуты государственной экспертизе, получение и представление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в отношении таких объектов - обязательное условие в силу пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство.
Таким образом, как это и предписано пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, спорный объект - газопровод включен в число объектов, применительно к которым государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий единственная форма оценки соответствия их требованиям технического регламента на этапе получения разрешения на строительство и не может быть подменена иной формой - негосударственной экспертизой.
Таким образом, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций названных норм материального права повлекло за собой принятие ошибочного решения, что согласно частью 1 статьи 288 и пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявления ООО "ЮЗА-Инвест".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО "ЮЗА-Инвест" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы и 1 500 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-25642/2014 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЮЗА-Инвест" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЮЗА-Инвест" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы и 1 500 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------