Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2016 N Ф04-1628/2016 по делу N А70-10443/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку совершение обществом нарушений доказано; периодичность проведения плановых проверок принадлежащих обществу опасных производственных объектов не нарушена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. по делу в„– А70-10443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" на решение от 15.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 21.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А70-10443/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (119180, город Москва, улица Малая Якиманка, 6, ИНН 7702583250, ОГРН 1057748902144) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, город Тюмень, улица Хохрякова, 10, ИНН 7202022112, ОГРН 1027200853316) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" Хорошилова С.В. (доверенность от 01.03.2016 в„– 16030101).
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - ООО "ЛЛК-Интернешнл", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2015 в„– 131-10-2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 15.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ООО "ЛЛК-Интернешнл" требования отказано
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.04.2015 в„– 57/2685 должностными лицами управления проведена плановая выездная проверка принадлежащих ООО "ЛЛК-Интернешнл" опасных производственных объектов, в результате которой установлены допущенные обществом нарушении требований пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 в„– 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", пункта 5 статьи 2, пункта 1 статьи 9, пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон в„– 116-ФЗ), пункта 3(1) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 в„– 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".
По итогам проверки должностным лицом управления составлен протокол от 13.07.2015 в„– 131-10-2015, на основании которого вынесено оспариваемое заявителем постановление от 13.07.2015 в„– 131-10-2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Не опровергая установленных проверкой нарушений, общество в кассационной жалобе утверждает, что у административного органа отсутствовали основания для включения плановой проверки принадлежащих обществу опасных производственных объектов в ежегодный план проведения плановых проверок, так как согласно пункту 5 статьи 16 Закона в„– 116-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трехлетнего периода, а на момент проведения проверки не истек один год со дня проведения последней плановой проверки ООО "ЛЛК-Интернешнл" в качестве юридического лица. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - закон в„– 294-ФЗ) нарушение периодичности проведения плановых проверок относится к грубым нарушениям требований данного закона и является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона в„– 116-ФЗ следует, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона в„– 116-ФЗ присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона в„– 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 в„– 1371, устанавливают порядок регистрации опасных производственных объектов (далее - объекты) в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) и ведения государственного реестра.
Пунктами 1 и 2 статьи 11 Закона в„– 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 в„– 263, устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее соответственно - эксплуатирующая организация, производственный контроль).
Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.
Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) (пункт 3).
Положение о производственном контроле содержит: должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля; права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля; порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах; порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах; порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации; порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля (пункт 3(1).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона в„– 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, помимо прочего обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Пунктом 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 в„– 538, установлено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленными административным органом доказательствами подтверждаются допущенные заявителем нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.Признавая несостоятельными доводы заявителя о том, что у административного органа отсутствовали правовые основания для проведения плановой проверки принадлежащих обществу опасных производственных объектов, судебные инстанции исходили из того, что согласно части 2 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Вместе с тем пунктом 15 части 4 статьи 1 данного Закона предусмотрено, что специальным федеральным законом может устанавливаться иная периодичность проведения проверок. При этом в пункте 3 статьи 16 Закона в„– 294-ФЗ указано, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона в„– 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
Согласно части 5 указанной статьи основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 настоящей статьи, начиная со дня: а) принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов; б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; в) окончания проведения последней плановой проверки.
Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:
а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет (часть 5.1 статьи 16 Закона в„– 116-ФЗ).
Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, суды сделали правомерный вывод о том, что периодичность проведения плановых проверок предусмотрена не только в отношении юридического лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты, но и в отношении самих опасных производственных объектов.
Судами установлено, что согласно распоряжению от 27.04.2015 в„– 57/2656 управлением проведена проверка ОПО "Группа резервуаров и сливно-наливных устройств Филиала ООО "ЛЛК-Интернешл" в г. Тюмени (ранее проверка данного опасного производственного объекта проводилась 29.09.2008). В соответствии с распоряжением от 25.08.2014 в„– 57/6416 управлением проводилась проверка другого опасного производственного объекта: "Площадка цеха по приготовлению и затариванию масел филиала ООО "ЛЛК Интернешнл" в г. Тюмени.
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии нарушений в периодичности проведения плановых проверок принадлежащих обществу опасных производственных объектов и отказали в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого им постановления о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-10443/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------