Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2016 N Ф04-1155/2016 по делу N А75-4971/2015
Требование: О взыскании вреда, причиненного лесному фонду.
Обстоятельства: Вследствие допущенного обществом загрязнения нефтью лесного участка лесному фонду причинен ущерб. В добровольном порядке общество сумму ущерба не уплатило.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку размер ущерба подтвержден, обществом произведены лишь работы по ликвидации последствий загрязнения, а не весь комплекс мер по рекультивации загрязненного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу в„– А75-4971/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 27.08.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 21.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко Р.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу в„– А75-4971/2015 по заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 69) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, Тюменская область, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании вреда, причиненного лесам.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кузнецова Е.А.) в заседании участвовали представители: от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Дзыгман И.О. по доверенности от 01.01.2016 и Маркушин М.А. по доверенности от 18.04.2016, от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Туравинина А.В. по доверенности от 16.12.2016.
Суд

установил:

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, контролирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", общество) о взыскании вреда, причиненного лесному фонду, в размере 32 078 592 рублей.
Решением от 27.08.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 21.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования контролирующего органа удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит изменить указанные судебные акты, отказав в удовлетворении требований службы о взыскании с общества вреда, причиненного лесному фонду, в сумме 3 545 725 руб. 59 коп.
По мнению общества, обе судебные инстанции при расчете компенсации причиненного вреда не приняли во внимание довод общества о необходимости зачесть суммы произведенных им затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в части расходов на ликвидацию последствий аварии.
В отзыве на кассационную жалобу служба, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые обществом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенным контролирующим органом рейдовым патрулированием лесного фонда, находящегося в пределах территориального отдела Нефтеюганского лесничества, Юнг-Яхского участкового лесничества, в квартале 103, выделе 50, обнаружен нефтезагрязненный лесной участок площадью 1,7 га с координатами участка (в„– 60°29'01,9" Е 072°26'07,2").
Результаты обследования зафиксированы в акте рейдового патрулирования от 24.07.2013 в„– 09-207. Кроме того, при патрулировании велась фотосъемка фотоаппаратом марки "Olympus VR-310", при замерах применялась буссоль БГ-1 и рулетка марки "INDEKS" (50 м).
Для подтверждения факта причинения вреда лесному фонду, выразившегося в порче почвы, специалистом Федерального бюджетного учреждения "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре были отобраны пробы почвы (акт отбора проб почв в„– 294, схема отбора проб почв).
Согласно заключению Федерального бюджетного учреждения "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26.08.2014 по результатам количественного химического анализа (далее - КХА) наблюдается превышение показателей по нефтепродуктам в 62,4 раза (протокол КХА почв в„– 294) по сравнению с фоном (протокол КХА почв в„– 293).
Из представленной ООО "РН-Юганскнефтегаз" информации следует, что 08.07.2013 на указанном лесном участке обнаружена внутренняя коррозия напорного нефтепровода на трубопроводе "уз.574-уз.9" Мало-Балыкского месторождения. Указанный факт подтверждается актом технического расследования, расчетом нефти излившейся из трубопровода при инциденте, схемой места инцидента, информацией о мероприятиях по ликвидации инцидента на нефтепроводе и его последствий, информацией о мероприятиях по определению и устранению причин инцидента на нефтепроводе, справкой о материальном ущербе от инцидента, планом расположения нарушенного земельного участка.
Вследствие допущенного обществом загрязнения лесному фонду был причинен ущерб, который согласно расчету контролирующего органа составил 32 078 592 руб.
В целях досудебного урегулирования спора служба направила обществу претензию от 28.05.2014 в„– 85-ЛH/2014 с предложением в добровольном порядке в течение 30 дней со дня получения данной претензии оплатить указанную сумму ущерба.
Не исполнение данной претензии в установленный срок, послужило основанием для обращения службы в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные службой требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 1 статьи 1064, частью 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, частями 1 и 3 статьи 77, статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 в„– 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", проверили и признали правильным произведенный службой расчет ущерба в размере 32 078 592 руб.
Доводам общества о необходимости при расчете компенсации причиненного почвам вреда учесть произведенные им затраты на сумму 3 545 725 рублей, затраченных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Исследовав представленные сторонами доказательства и руководствуясь правовой позицией Конституционного Суд Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.06.2015 в„– 12-П, а также пунктами 4 - 7 Приказа Роскомзема от 22.12.1995 в„– 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.05.2015 в„– 612-п, которым утвержден Порядок работы комиссии по приемке рекультивированных земель (земельных участков) лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент рассмотрения дела обществом произведены лишь работы по ликвидации последствий загрязнения, а не весь комплекс работ по рекультивации загрязненного участка, направленных на полное восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых обществом судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.08.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-4971/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------